Закрыть10

Ученые разгадали загадку цветового разнообразия перьев у птиц

Иризация — оптический эффект, проявляющийся в виде радужного цветового сияния — лежит в основе многих ярких визуальных проявлений в животном мире. Благодаря исследованию перьев почти 100 видов современных птиц ученые узнали, как развивалось это цветовое разнообразие.

10 дек 2018 Руслан Зораб Комментариев: 1

Иризация означает изменение цвета объекта при рассмотрении его под разными углами. Птицы производят эту разнообразную окраску в своих перьях, используя множество заполненных меланином наноразмерных органелл (меланосом), покрытых кератином. В этой форме структурной окраски формы меланосом в совокупности со слоем кератина и определяют цвет.

Группа исследователей из Бристольского университета, результаты работы которой опубликованы в журнале Evolution, использовала сканирующую электронную микроскопию для количественной оценки экстрактов меланосом из перьев 97 видов современных птиц с переливающимся или радужным оперением. Их взяли из коллекций Зоологического музея Копенгагена. Исследование показало, что радужные перья содержат самые разнообразные формы меланосом всех типов окраски птиц, отобранных на сегодня. Однако, в отличие от черных, серых и коричневых перьев, которые всегда содержат твердые меланосомы, радужные перья могут содержать и полые, и сплюснутые их разновидности.

«Мы обнаружили, что меланосомы в современных радужных перьях более разнообразны по форме, чем те, что встречаются в серых, черных или коричневых. Кроме того, известно, что структурная окраска ответственна за 70% изменчивости цвета у птиц. Эти два факта могут быть связаны: птицы развили различные формы меланосом, чтобы достичь еще большего разнообразия в цвете», — утверждает одна из авторов исследования Клара Норден (Klara Nordén).

Останки Primotrogon (выше) по сравнению с африканским трогоном / © Jakob Vinther and Fiann Smithwick

Кроме того, полученные результаты позволили восстановить перьевую окраску древних птиц. Ученые взяли образцы Scaniacypselus — далекого предка древесных стрижей, и Primotrogon — предка современных трогоновых. Сегодня обе группы имеют переливающиеся перья. Разработанная учеными модель позволила предположить, что перья Primotrogon, вероятно, также переливались разными цветами, несмотря на иную форму самих меланосом.

Останки Scaniacypselus и птица семейства стрижиных / © Jakob Vinther and Fiann Smithwick

Это исследование было сосредоточено на определении изменения органелл в радужных перьях птиц. Дальнейшие работы в этой сфере будут концентрироваться на том, почему птицы используют такое разнообразие типов меланосом в радужных перьях. Эта информация в итоге может улучшить наше понимание того, почему древние птицы и динозавры могли использовать подобную морфологию, и даст новую информацию об их поведении.

Биология

Аватар пользователя Руслан Зораб
Ну не детский же сад у нас.
Во всем виноват недостаток информации. Сколько б...
Сильно подозреваю что эта шляпа хорошо работает лишь...
".. почему птицы используют такое разнообразие типов меланосом в радужных перьях. ."
Если для птиц окраска - это структура меланосом, то возможно, от их структуры зависит приспособление птиц к климату, в котором они живут. Твёрдые структуры (тёмная окраска) могут лучше сохранять тепло, или лучше переносить высокую влажность воздуха. А разноцветная окраска (изменённые, мягкие структуры) могут позволять птицам лучше дышать поверхностью тела, легче переносить высокие температуры.
Допустимо, что комфортный температурный режим и комфортная влажность воздуха для каждой породы птиц индивидуальна. Потому и окраски так различны.