Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые реконструировали маршруты и смыслы путешествий Пришвина в Сибирь
Филологи ТюмГУ исследовали динамику, смыслы и мотивы в судьбе и творчестве Михаила Пришвина.
Впервые это сделано в контексте «пространственного поворота» современного гуманитарного знания, то есть в связи с топологией мест проживания. В исследовании ученые также обозначили биографическую и художественную версии сибирского сюжета (сюжета открытия, завоевания и освоения Сибири) писателя.
Работа возникла прежде всего потому, что в современной науке появились новые возможности для изучения сибирской темы в творчестве Пришвина. Они связаны с двумя факторами. В первую очередь, с завершением в 2017 году публикации «Дневников» Пришвина в их полном объеме (1905–1954 года), что, вероятно, приведет к переосмыслению привычных постулатов пришвиноведения.
Кроме того, в современном изучении творчества Пришвина интересен так называемый «пространственный поворот» в современной гуманитарной науке, связанный с ландшафтно-географическими образами и мифами.
«Важен тот факт, до сих пор ускользавший от внимания исследователей, что Пришвин был в Сибири трижды и каждый раз маршрут его путешествия менялся, становясь все более протяженным, – рассказала профессор кафедры журналистики ТюмГУ Наталья Дворцова.
– В 1889-1892 годах Пришвин предпринял самое короткое путешествие в Азию, границей которого становится первый русский город в Сибири – Тюмень (основан в 1586 году). В 1909 году маршрут сибирского путешествия писателя значительно увеличился.
И не случайно отправной точкой его становится, как об этом свидетельствует «Сибирский дневник», именно Тюмень, а не граница Европы и Азии, как в первом путешествии. Маршрут путешествия 1909 года был таков: Тюмень – Омск – Павлодар – Каркаралинск – Тюмень. В 1931 году Пришвин совершает третье и самое протяженное путешествие по Сибири – от Уральских гор до Тихого океана.
В этом году Пришвин, как известно, побывал на Урале и Дальнем Востоке. Это те территории, которые с географической точки зрения представляют собой границы Сибири. На этот раз он проехал весь путь, который русские первопроходцы прошли в XVI–XIX веках».
Сибирский текст Пришвина, структурированный прежде всего маршрутами трех его путешествий, включает в себя «Кащееву цепь» (1922–1928, 1954 годы) и «Дневники» в их полном объеме (1905–1954 года), а также такие произведения, как «Черный араб» (1910), «Заворошка» (1913), «Архары» (1921), «Жень-шень» (1933) и «Золотой рог» (1934).
Как считает Наталья Дворцова, доминантой сибирского сюжета писателя является образ Сибири, как России и русского пути в небывалое: «Сибирский сюжет Пришвина, меняющийся во времени (от 1889-го до 1954 год) и пространстве (от границы Европы и Азии, первого русского города в Сибири, Тюмени, до берегов Тихого океана), представляет собой не только путь самосознания писателя (открытия своего в чужом и чужого в своем), но и путь познания России».
Сибирский сюжет оказался средоточием важнейших мотивов творчества Пришвина: русской мечты «попытать счастья» на новых местах («собирания русской земли»), народного пути в небывалое и осударевой дороги русской истории («пота труда» и «крови» государственного насилия), сотворчества человека и природы (индустриального освоения и сокровенной природной жизни Сибири).
Свое первое «путешествие в небывалое» – так Пришвин называет свой путь в Сибирь в 1889 году – он ставит в ряд странствий «на новые места» своих предков-купцов и былинного Садко, хрущевского крестьянина Гуська, Ермака и своего дяди Ивана Игнатова, уехавшего в Сибирь за счастьем из староверческого купеческого дома в Белеве и превратившегося в Сибири, где «все можно», в «знатного пароходчика».
Эти странствия в поисках небывалого он называет собиранием русской земли и началом всякого, в том числе исторического творчества. Осударевой дороге русской истории в 1954 году Пришвин противопоставляет иной – народный путь в небывалое. Самым очевидным народным путем исторического творчества небывалого становится у Пришвина русский путь в Сибирь.
Как отмечает филолог, итогом пришвинского освоения Сибири станет мысль писателя о контрасте и противостоянии двух миров: природной жизни Сибири и индустриальной идеи большевиков.
«Из всего, что я видел в Сибири по пути на Дальний Восток, больше всего мое внимание остановил контраст двух миров, Сибири как страны лесов, рыбы, диких зверей, первобытного человека и Сибири новой, индустриальной», – пишет он. Выхода из противостояния этих двух миров, которые Пришвин в символическом плане соотносит с потом труда и кровью (государственного насилия), он не видит.
Для Пришвина «Сибирь – богатейшая страна. Сибирь – необъятное пространство. Сибирь – золотое дно, страна обетованная». В Сибири иные представления о пространстве. «Масштаб тут приблизительно такой: у нас десять, у них – сто», – пишет он.
Открывая для себя природу Сибири, писатель задумывается о создании того, что он назовет художественной географией. У Пришвина она космична, ее основные образы – земля-ковер, степь-лицо, звезды – в их обыденном восприятии и трансцендентном измерении. Пришвинской геопоэтике Сибири еще предстоит быть изученной, считает профессор.
Российские разработчики представили проект авианосца «Варан». Предполагается, что на его борту смогут разместиться два десятка пилотируемых самолетов, а также вертолеты и беспилотники.
В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.
Опрос с участием небольшого числа зараженных коронавирусом показал, какими тремя «глазными проявлениями» может сопровождаться Covid-19.
Россия подняла в небо группу из шести военно-транспортных самолетов Ан-124-100. Такие тренировки позволяют отработать переброску на большие расстояния личного состава воинских подразделений.
В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.
«Убить» Windows иконкой: обнаружен баг, повреждающий данные на диске при открытии любого типа файлов
Специалисты по информационной безопасности нашли пренеприятнейшую особенность ОС Windows 10. Ее штатный драйвер файловой системы NTFS при определенных условиях реагирует крайне деструктивным образом — критически повреждает главную файловую таблицу MFT. Вызвать такое его поведение можно огромным количеством способов: от создания подготовленной веб-страницы до отправки картинок, файлов и документов жертве.
В России приступили к летным испытаниям нового Ту-214. По имеющимся данным, речь идет о третьем и заключительном экземпляре Ту-214ПУ, изготовленном по контракту от 2017 года.
Попытки нашей страны создать замену сверхмассовому биплану советской эпохи терпят неудачи вот уже тридцать лет. Причина проста: кризис легкомоторной авиации в целом. Когда-то самая передовая часть авиастроения сегодня застряла на решениях большой древности — и без резкого изменения всей концепции "летающего такси" так и не увидит заметных результатов.
Наступление Мирового океана на сушу, как правило, связывают с глобальным потеплением. Однако испанские геологи описали еще одну проблему, которая только усугубляет ситуацию. Они подсчитали, что из-за проседания почв территория, на которой проживает 19% населения Земли, окажется ниже уровня моря уже к 2040 году.
Комментарии