Арктика топит Европу — Naked Science

Арктика топит Европу

Катастрофические наводнения последних лет в Европе вызваны таянием льдов северных морей.     Каждое лето все последние годы на северную и восточную Европу проливаются затяжные дожди, приводящие к настоящим наводнениям. Реки выходят из берегов, затапливая целые города. И виной тому – глобальное потепление, вызывающее таяние льдов Арктики.   Быстрое снижение площади арктических льдов наблюдается уже...

Banquise

Быстрое снижение площади арктических льдов наблюдается уже достаточно давно. За последние 10 лет она сократилась на 500 тыс. кв. км.

Некоторые последствия этого процесса исследовал британский математик Джеймс Скрин (James Screen), который связал это таяние с резким ростом уровня осадков в европейских странах. «Компьютерное моделирование показывает, что таяние северных льдов воздействует не только на природу самой Арктики, но имеет широкие последствия для жителей всего континента», – говорит ученый.

В работе Джеймса Скрина показано, что сокращение ледового покрытия приполярных широт ведет к перераспределению мощных потоков высотных ветров. Прежде эти потоки проходили между Шотландией и Исландией, унося влажные циклоны дальше на север. Но с некоторых пор они сместились южнее, так что дождевые фронты оказываются прямиком над Великобританией и северными европейскими странами.

При том, что здесь дождей оказывается с избытком, юг континента и Средиземноморский бассейн начинают испытывать недостаток влаги. Но даже Европой это влияние не ограничивается: ученый продемонстрировал, что перераспределение воздушных потоков на востоке Атлантики меняет погоду даже в Северной Америке.

Автор подчеркивает, что его работа ничего не говорит о том, продолжится ли таяние арктических льдов в будущем, и как активно оно будет протекать. Но можно предположить, что если оно не замедлится, то Европе стоит ждать новых летних ливней – и новых наводнений.

Сопоставив метеорологические данные с медицинской статистикой, американские ученые подтвердили слухи о том, что грозы повышают риск обострения респираторных заболеваний.

В 1989 году советские астрономы пришли к выводу: у астероидов есть спутники. Это было четвертое в истории астрономии открытие нового класса объектов в Солнечной системе. Оно изменило наши представления о том, как формировалась Луна, спутники других планет – да и система в целом. Однако у истории есть чувство юмора: об этом открытии советских астрономов практически никто не знает. Naked Science первым из СМИ пробует восполнить этот пробел — в том числе впервые публикует электронную копию самой работы об открытии двойных астероидов.

Ученые обнаружили, что солнечный свет весной и в начале лета во времена межледникового периода около 130 тысяч лет назад стал причиной образования множества «прудов» в Арктике, что сыграло важную роль в таянии морского льда. Затем те условия решили сравнить с современными.