Светодиодные лампы усилили световое загрязнение Земли — Naked Science

Светодиодные лампы усилили световое загрязнение Земли

Анализ данных спутниковых наблюдений показал, что использование светодиодных ламп приводит к росту количества освещенных районов.

tokyo-night-city-lights-158076_1

Световое загрязнение, или световой смог, — это явление, при котором в нижних слоях атмосферы рассеивается свет от искусственных источников освещения. Этот процесс отрицательно сказывается на здоровье человека и состоянии природы: например, нарушая суточный цикл сна людей и животных. Световое загрязнение усиливается с каждым годом. Международная группа ученых пришла к выводу, что одна из причин — попытки снизить потребление электроэнергии с помощью светодиодных ламп.

Такие лампы считаются одними из самых безопасных для экологии источников света. Они расходуют меньше энергии, чем другие источники. В их производстве не используют ртуть, поэтому их проще утилизировать без вреда для окружающей среды, чем люминесцентные лампы. Также они служат дольше, чем другие типы ламп.

Ученые проанализировали данные наблюдений спутника Suomi NPP и проследили динамику освещенности поверхности Земли. По их словам, несмотря на широкое использование светодиодных ламп и экономию энергии, уровень освещенности растет. В период с 2012 по 2016 год количество освещенных территорий росло на 2.2% в год. Исследователи назвали это явление «эффектом отскока» (rebound effect): чем больше администрация населенного пункта экономит, например, на уличных фонарях, тем больше средств может потратить на освещение новых участков.

Часть излучения традиционных ламп накаливания лежит в инфракрасном диапазоне, эту часть регистрируют приборы спутника. Поэтому территории, освещенные в основном светодиодными лампами, на спутниковых снимках должны казаться «темнее». Ученые ожидали, что это произойдет на снимках территорий развитых стран, которые уже перешли на светодиодные лампы, однако показатели остались прежними, а в некоторых точках росли. В период с 2012 по 2016 год уровень освещенности в 59 странах мира вырос на 110–150%, в 20 странах — более чем на 150%. Показатель заметно снизился только в 16 странах. Наиболее активно освещенность росла в Южной Америке, Африке и Азии.

Изменения освещенности / © Carla Schaffer/AAAS

Ранее ученые сообщили, что из-за светового загрязнения треть жителей Земли не может увидеть на небе Млечный Путь.

В США прошла презентация концепта скоростного вертолета Defiant-X. Машина выполнена на базе Sikorsky-Boeing SB-1 Defiant, совершившего первый полет в 2019 году.

Согласно представленным данным, российских специалистов исключили из экспертной группы, которая обсуждает перспективы создания новой станции на орбите Луны. Ранее стало известно о противоречиях технического характера, возникших между Россией и Западом.