17 февраля
Александра Медведева
1 190

Солнечный свет растворяет разлитую в море нефть

4.5

Ученые обнаружили, что 10% нефти, разлитой в Мексиканском заливе в результате взрыва платформы Deepwater Horizon, растворилось в морской воде под действием солнечного света. Открытие актуально для разработки новых стратегий реагирования на разливы, однако токсичность соединений, образующихся из нефти под действием света, еще предстоит изучить.

© Woods Hole Oceanographic Institution

Авария нефтяной платформы Deepwater Horizon в 2010 году стала причиной крупнейшего морского разлива нефти в истории США. Взрыв у побережья Луизианы унес жизни 11 человек и выбросил в Мексиканский залив практически 210 миллионов галлонов нефти. Спустя 12 лет ученые все еще пытаются проследить судьбу разлитой горючей жидкости. Как правило, в океане она подвергается биоразложению микроорганизмами или испаряется.

Однако группа ученых из Океанографического института Вудс-Хоул (США) обнаружила еще один возможный вариант. Исследователи пришли к выводу, что около 10% нефти, оказавшейся в море после катастрофы Deepwater Horizon, растворилось в морской воде под действием солнечного света.

Реакции окисления, инициированные светом, преобразуют нерастворимые компоненты нефти в водорастворимые соединения. Этот процесс, называющийся «фоторастворением» нефти, был известен уже более 50 лет, но ученые и не подозревали о его масштабах и никогда не включали в модели разливов.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Science Advances, могут повлиять на наше понимание путей разложения разлитой в океане нефти. Столь значительный процент фоторастворенной нефти означает, что меньшее количество этого опасного сырья попадает в прибрежные экосистемы.

Чтобы подробнее исследовать процесс фоторастворения, ученые облучали нефть светом разной длины волны от ультрафиолета до видимого диапазона. Кроме того, они рассмотрели несколько сценариев разливов, варьируя толщину слоя нефти, время года, географическое расположение и тип освещения.

Фоторастворение происходило при свете любой длины волны. Его эффективность зависела главным образом от интенсивности излучения и толщины нефтяного пятна: чем тоньше оно было, тем быстрее шел процесс. Также авторы работы выяснили, что, вопреки распространенному мнению, фоторастворение нефти возможно и в арктических водах. Это немаловажно в связи со все больше развивающимся с каждым годом движением грузовых судов и, следовательно, повышающимся риском нефтяных разливов.

Представление о новой судьбе нефти на поверхности океана крайне важно для будущих исследований и создания стратегий реагирования на разливы. Однако дальнейшие преобразования и потенциальная токсичность растворимых соединений, образующихся из нефти на солнце, пока не вполне ясны. Поэтому в первую очередь ученые планируют уделить внимание этому вопросу.