Психоделики улучшили нейропластичность мозга животных — Naked Science
13.06.2018, 11:35

Психоделики улучшили нейропластичность мозга животных

Американские исследователи установили, что ЛСД, DMT и другие психоделики способны увеличивать плотность дендритов в мозге. Этот эффект поможет в создании новых препаратов против многих психических расстройств.

wspcyhqfb7e8

Ученые из Калифорнийского университета в Дейвисе обнаружили, что ЛСД и ряд других психоделиков способствуют развитию новых дендритов в мозге, стимулируя нейропластичность. Эта способность позволяет мозгу изменяться под воздействием опыта, а также восстанавливать утраченные связи между нейронами после травм и сильных стрессов. В перспективе результаты работы можно использовать в терапии депрессии и посттравматического стрессового расстройства. Исследование опубликовано в журнале Cell Reports.

Более ранние исследования показали, что подобного эффекта можно добиться с помощью кетамина — антагониста NMDA-рецепторов, который используется в качестве обезболивающего в медицине и ветеринарии. Кетамин также оказался эффективен против депрессии.

Авторы новой работы изучили, как различные психоделики воздействуют на клеточные культуры, выращенные в лаборатории на основе нейронов префронтальной коры мозга крысы — известно, что нарушения в ее работе связаны со многими психическими расстройствами. В опытах использовали три типа наркотических веществ: амфетамин DOI (2,5-диметокси-4-иодамфетамин), триптамин DMT (диметилтриптамин) и производное эрголина — ЛСД (диэтиламид d-лизергиновой кислоты).

Все три вещества активно стимулировали рост новых дендритов — разветвленных отростков нейронов. Они обеспечивают обмен информацией между клетками мозга. От того, насколько разветвлено дендритное дерево, зависит, сколько входных импульсов может воспринимать клетка. Увеличивалось и число дендритных шипиков — мембранных выростов на поверхности дендрита, которые повышают число синаптических контактов нейрона и также позволяют ему получать больше информации. Такой эффект вещества оказывали и на мозг живых крыс.

Воздействие психоделиков на нейроны префронтальной коры (VEH — контрольная группа) / © UC Davis

Ученые выяснили, что «обновляющий» эффект психоделиков связан с воздействием на белок BDNF (нейротрофический фактор мозга) и фермент mTOR, оба вещества стимулируют рост и развитие клеток. После блокировки активности этих соединений наркотики уже не помогали мозгу образовывать новые дендриты и шипики. По словам ученых, этот вывод поможет больше узнать о том, как устроены механизмы нейропластичности, и создать новые средства для борьбы с депрессией и другими расстройствами психики. Правда, пока не известно, можно ли непосредственно воспроизвести этот эффект в человеческом мозге.

Авторы статьи считают, что сами психоделики не станут использовать в качестве лекарства из-за их способности вызывать галлюцинации. Если эти вещества смогут стимулировать рост дендритов и в человеческом мозге, новые препараты будут лишь воспроизводить этот механизм, не оказывая «психоделического» эффекта.

Ранее исследователи из Базельского университета выяснили, что ЛСД может влиять на активность эмоциональных центров мозга, повышая порог возникновения страха.