«Совы» – плохие водители

«Совы» – плохие водители

Ученые доказали зависимость между способностями к вождению автомобилем и тем, «сова» вы или «жаворонок».

o-SLEEP-DRIVING-facebook

Так, исследователи из испанского Гранадского университета выяснили, что «вечерний» хронотип – «сова» – по утрам и чувствуют себя хуже, и менее внимательны на дороге, чем «утренний» хронотип – «жаворонок». Оптимальное время для вождения машины «совой» – это вечер, а для «жаворонка», как ни странно, время суток не имеет значения – такие люди стабильно следят за дорогой и утром, и вечером.

Индивидуальный хронотип зависит от активности биологических и когнитивных функций человека. Поэтому различаются и циркадные ритмы (от латинского circa – «около», «кругом» и dies – «день»), то есть колебания биологических переменных, которые связаны со сменой дня и ночи и возникают с регулярными интервалами, такими, как сон и бодрствование.

Для проведения исследования ученые отобрали из более чем 500 студентов 29 человек с ярко выраженными хронотипами и подвергли анализу их циркадные ритмы. Затем специалисты предложили участникам заполнить анкеты для того, чтобы определить, в какой момент времени они проявляют наибольшую активность, и каковы их привычки, связанные со сном.

Следующим этапом была проверка на симуляторе вождения. Представители как «утреннего», так и «вечернего» хронотипов сели за руль в 8 утра и в 8 вечера. После чего экспериментаторы сравнили качество их вождения в соответствующее оптимальное и неоптимальное время суток. Результаты показали, что езда за рулем в разное время суток почти не влияет на «жаворонков», а вот «совы» и чувствуют себя хуже ранним утром, и водят менее внимательно.

Получив подобные результаты, ученые призвали руководителей предприятий тестировать своих работников на то, к какому хронотипу они относятся, и в соответствии с полученными данными адаптировать график их работы.

Некоторые профессии включают в себя выполнение задач, которые требуют отличного внимания и бдительности: пилоты авиакомпаний, авиадиспетчеры, руководители атомных электростанций, хирурги или водители грузовиков.

– Руководитель исследования Анхель Корреа

То или иное время суток может подходить или не подходить для наиболее эффективного выполнения этих задач. Впрочем, по словам того же Анхеля Корреа, существуют периоды, которые одинаково благоприятны для всех. Это время сиесты – с 12 до 15 часов дня и ранние часы между 3 и 5 утра.