Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
«Это фантастика!»: новый метод ускорения частиц работает
В ЦЕРН впервые в мире экспериментально доказали: ускорение пучка электронов в плазме с помощью протонного драйвера возможно. В будущем, надеются ученые, новый метод позволит существенно уменьшить размеры коллайдеров, ведь сейчас по этому параметру ускорители достигли своего предела. Результаты уже опубликованы в Nature. Эксперимент проводила коллаборация AWAKE, от России в ней участвует Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН). О следующих этапах работы и российском вкладе рассказывает руководитель проекта Эдда Гшвентер.
В будущем, надеются ученые, новый метод позволит существенно уменьшить размеры коллайдеров, ведь сейчас по этому параметру ускорители достигли своего предела. Результаты уже опубликованы в Nature. Эксперимент проводила коллаборация AWAKE, от России в ней участвует Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН). О следующих этапах работы и российском вкладе рассказывает руководитель проекта Эдда Гшвентер.
— Эдда, в чем суть поставленного эксперимента?
— При классической схеме пучок электронов в коллайдере ускоряется под воздействием электромагнитного поля. В нашем эксперименте в плазме летит пучок протонов, он создает волну и тем самым обеспечивает ускорение летящего следом пучка электронов, это называется кильватерным ускорением. Пучок электронов с энергией 19 МэВ пролетел в плазме десять метров и увеличил энергию до 2 ГэВ, то есть более чем в 100 раз. Это значит, что был достигнут средний темп ускорения — 200 МэВ/м.
— С чего начинался проект AWAKE? Когда присоединилась Россия?
— Я стала одним из лидеров проекта AWAKE в 2012 году, а в августе 2013-го он был одобрен, то есть получил финансирование. Сначала мы писали обоснования, чтобы добиться одобрения проекта в различных комитетах, в 2012 году у нас появился предварительный проект, мы нашли место, где хотим построить здание для проведения эксперимента. На этом этапе у меня появились первые контакты с Будкеровским институтом. Но он участвует в проекте с 2008 года.
У нас есть несколько команд. Одна занимается физикой, другая — ускорителями, третья, ИЯФ СО РАН, — теорией, то есть расчетами и моделированием. Участие Института имени Будкера менее прикладное, но крайне важное, потому что позволяет нам понимать, на что мы тратим свои деньги. Это очень большая часть работы, и ИЯФ СО РАН занимается ей, так как располагает собственными компьютерными кодами. В частности, его сотрудники написали 2D-код, который оказался весьма полезным. Вообще, есть несколько 3D-программ, и все они позволяют делать прекрасные расчеты, но требуют использования большого количества компьютеров и времени. Если же нужно быстро разобраться с каким-то вопросом или получить данные для того, чтобы начать проектирование эксперимента, то код ИЯФ СО РАН оказывается незаменимым. Для его использования не требуется много компьютеров, а главное — он многократно проверен, ему можно доверять.
Я считаю, что компьютерное моделирование — основной вклад Института ядерной физики им. Г. И. Будкера в этот проект. Помимо моделирования, ИЯФ СО РАН участвовал также в проведении эксперимента. Для меня взаимодействие с сотрудниками института было чрезвычайно полезно. На основе их расчетов мы смогли сделать первоначальный проект установки, изучить особенности ускорения электронов и понять, как происходит самомодуляция пучка протонов. Это был настоящий вызов! Особенно это касается моделирования поведения пучков электронов и протонов в плазме, ведь это terra incognita, в отличие, например, от процессов, происходящих в LHC. С помощью этих расчетов мы поняли, как строить установку, какие у нее будут параметры, какие пучки использовать. Это помогло нам обосновать проект в руководстве CERN. Мне кажется, AWAKE — один из самых быстро одобренных экспериментов CERN: от рекомендации до согласования прошло всего полгода.
— Каков бюджет проекта?
— Сейчас вклад CERN составляет 15 миллионов швейцарских франков, но он не включает зарплату постоянных сотрудников ЦЕРН, только расходы на материалы и оплату студентам, аспирантам и временных позиций. Средства нужны, например, на создание магнитов, каналов вывода пучка и прочее высокотехнологичное оборудование. Общая стоимость вместе с вкладом других институтов, участвующих в коллаборации, составляет 20-25 миллионов швейцарских франков.
Итак, на настоящий момент мы концептуально доказали, что можем ускорять пучок электронов в плазме.
— Те самые успешные десять метров, о которых написано в статье Nature.
— Именно. Мы продемонстрировали эту возможность на плазменной ячейке длиной десять метров. Энергия пучка протонов очень большая — она составляет килоджоуль, — поэтому очень выгодно использовать его в качестве драйвера. В других экспериментах, например BELLA, в качестве драйвера используют лазер, его энергия намного меньше, всего несколько джоулей. Основная цель нашего эксперимента — приложения в области физики высоких энергий. Если мы хотим ускорить электроны до высокой энергии, нам нужно использовать очень длинную плазменную ячейку. При этом драйвер должен пройти всю длину, не разрушившись от взаимодействия с плазмой. С протонным пучком такой проблемы нет, потому что его энергия настолько большая, что он не тормозится в плазме полностью и не теряет всей своей энергии. Он отдает плазме только часть энергии, а плазма, в свою очередь, отдает ее электронам — в этом и заключается красота нашего эксперимента.
— Верите ли вы, что коллайдеры будут устроены на таком принципе работы?
— Да, конечно, мы стремимся к этому.
— Когда?
— Существует Международный комитет по ускорителям будущего (International Committee for Future Accelerators), это международная организация, я в ней состою. Мы думаем над тем, как построить ускоритель на энергию несколько ТэВ, основанный на плазме. Надеемся, что к 2035 году будет подготовлен подробный проект.
— Какой будет следующий шаг? Нужно построить еще 10, 20, 100 метров? Или следует увеличивать энергию?
— Важны оба эти параметра. AWAKE продемонстрировал принципиальную возможность такого ускорения, первый шаг сделан. Сложность в том, что для такого эксперимента необходим очень короткий пучок протонов, которых в природе не существует. Почему же эксперимент все равно удался? Дело в том, что при прохождении протонов в плазме происходит самомодуляция пучка. Значит, он распадается на микропучки, за счет которых работает кильватерное ускорение. Мы это продемонстрировали, и это была цель на 2016-2017 годы. Это очень нетривиальная физическая задача, и на самом деле это фантастика, что нам удалось ее решить.
Длина пучка протонов составляет 12 сантиметров, он проходит через плазму и распадается на сотни микропучков с интервалом около одного миллиметра. Это расстояние зависит от плотности плазмы: если плотность выше, то оно короче.
Таким образом, мы впервые в мире показали, что пучок протонов создает в плазме кильватерную волну, в которой ускоряются электроны.
— Невероятно!
— Именно. Еще невероятно, что наш проект на протяжении всего времени реализовывался строго по плану. В этом году у нас четыре экспериментальных захода, и соблюсти график было непросто.
Первая задача AWAKE на будущее — изменить установку и поставить эксперимент таким образом, чтобы показать, что мы можем получить электронный пучок хорошего качества и что он пригоден для физических приложений. Вторая задача — продемонстрировать его масштабируемость, то, о чем вы спрашивали. Эта программа еще не одобрена, и нам предстоит пройти такой же путь, как в 2013 году.
— Надеюсь, вы сделаете это так же быстро, как в первый раз.
— Да, и в этом может помочь Институт имени Будкера, так как нам необходимо понять, каким должен быть базовый проект этого эксперимента, как получить пучок хорошего качества. На сегодня мы сделали очень много расчетов, потому что разработка установки полностью основана на моделировании. Сейчас мы понимаем, что лучше сделать две плазменные ячейки. Длина первой будет составлять пять-десять метров. В ней будет происходить самомодуляция пучка протонов. Потом протоны полетят в другую ячейку, в которую мы тоже инжектируем пучок электронов. Здесь и будет происходить кильватерное ускорение. Институт выполнил очень много расчетов схемы инжекции, и сейчас мы с ним продолжаем работать над выбором концепции установки.
— Что это будет за машина?
— С технической точки зрения проще всего было бы сделать две ячейки плазмы, с зазором в два метра, в котором будет происходить инжекция электронов. Но расчеты показали, что это может ухудшить качество пучка. Теперь мы знаем, что зазор должен быть достаточно маленьким, но вопросов к инженерам все еще очень много.
— Какие возможны физические приложения этого метода ускорения?
— Основных приложений два. Одно из них: эксперимент с фиксированной мишенью для поиска темной материи в CERN, подобный эксперименту NA64. Мы посчитали, что если применим нашу технологию, то сможем производить гораздо больше электронов, результат будет намного интереснее. Конечно, эксперимент нужно адаптировать — и ИЯФ СО РАН тоже этим занимается. Необходимо установить, какой длины будет установка, какого размера ячейки плазмы, каковы будут потери электронов, какие физические процессы там будут происходить. Уже есть первые расчеты проекта установки. Эту информацию нельзя получить из эксперимента, поэтому важно моделирование.
Второе приложение — эксперимент, который называется Plasma Electron-Proton/Ion Collider. Суть в том, чтобы столкнуть электроны, ускоренные в плазменной секции, с пучком протонов из Протонного суперсинхротрона (SPS). По расчетам, для этого эксперимента необходимо построить плазменную установку размером 130 метров, которая произведет электроны с энергией 70 ГэВ: они, в свою очередь, будут сталкиваться с протонами с LHC. Для этого эксперимента нам потребуется установить, нужно ли строить новые туннели. Расчеты помогут определить, какую энергию мы можем получить, какое качество пучка будет в этом эксперименте, какие параметры должны быть у протонного драйвера.
Потенциально, в далеком будущем, возможны и другие приложения этого метода — например, связанные с медициной. Ведь зачастую использование ускорителей в медицине ограничено их размером. Но пока наш приоритет— физика высоких энергий.
В поиске сигналов от внеземных цивилизаций ученые решили сосредоточиться не на целенаправленных посланиях человечеству, а на случайных «утечках информации» из межпланетного пространства гипотетической обитаемой системы. По расчетам, в определенные моменты до нас могут доходить сигналы внеземной космической связи. Кстати, благодаря «общению» Земли с марсианскими и другими зондами мы тоже постоянно невольно сообщаем о себе в глубокий космос.
Модель, представленная учеными из коллаборации DESI и Мичиганского университета (США), может перевернуть представления о происхождении темной энергии. Авторы нового исследования полагают, что черные дыры, поглощая вещество, постепенно преобразовывают его в энергию, гипотетически ответственную за расширение Вселенной.
Глава Российской академии наук Геннадий Красников рассказал в недавнем интервью о том, для чего мышам летать над полюсами Земли, в чем преимущества новой космической станции по сравнению с МКС, что предстоит проделать на Луне в ближайшее десятилетие и чем ученых продолжает интриговать Венера.
К 2025 году около 30 стран приняли программы по развитию водородной энергетики, а совокупный объем инвестиций в эту область превысил 150 миллиардов долларов. Эксперты полагают, что замена дизельных авто на водородные снизит выбросы на 80-90%, а водородные самолеты способны уменьшить углеродный след на 50-75%. Но при использовании водорода в двигателях внутреннего или внешнего сгорания, происходит взаимодействие с металлом, что наиболее опасно при высоких температурах. Это может вызвать их разрушение, в результате чего возникает риск пожара или взрыва с тяжелыми последствиями для пассажиров. Ученые Пермского Политеха впервые выяснили, как водород влияет на металлы в условиях экстремальных температур (800 градусов и выше), в которых работают двигатели самолетов и машин. Это продвинет авиационную, машиностроительную и нефтегазовую отрасли в безопасном использовании водорода в качестве источника энергии.
Ученые обнаружили косвенные доказательства существования мира размером с Землю за орбитой Нептуна. Эта гипотетическая планета отличается от предполагаемой Девятой планеты не только размером, но и гравитационным влиянием на другие объекты.
Большие кошки (Pantherinae) обычно охотятся на животных своего или меньшего размера. У снежных барсов, как выяснилось, другие предпочтения. Новое исследование показало, что ирбисы чаще нападают на взрослых горных козлов, которые как минимум вдвое превосходят хищников в весе. Ученые объяснили, с чем может быть связан такой выбор добычи.
Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.
Возраст находок — около 5500 лет, они лежат во множестве круглых ям, чьи стены укреплены кирпичом. Среди обнаруженных орудий из кремня есть и сотни неиспользованных, которые могут быть ритуальным подношением богам.
Гостингом (от английского «призрак») называют ситуацию, когда человек прекращает общение или отношения, «пропадая с радаров» без объяснения причин. Исследователи из США сымитировали такое поведение, а затем проанализировали реакцию людей на него.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии