Образцы древней ДНК подтвердили, что финны и саамы родственны народам Сибири — Naked Science

Образцы древней ДНК подтвердили, что финны и саамы родственны народам Сибири

Изученные генетические образцы были взяты из человеческих костей, найденных в захоронениях Кольского полуострова 3500-летней давности и в районе Леванлухта в Южной Финляндии. Это одно из старейших известных захоронений на территории страны. Все найденные образцы содержали идентичные сибирские гены.

5bfd2d4b15c77

Результаты исследования, опубликованного в журнале Nature Communications, позволяют предположить, что обычаи, языки и культура древних жителей Сибири и общин, населявших Финляндию в бронзовом и железном веках, находились в активном контакте друг с другом, несмотря на расстояние. Часть населения, возможно, много путешествовала, торговала и переезжала из одного поселения в другое в зависимости от времени года.

«Из всех древних представителей Европы современные саамы наиболее близки сибирскому геному. Название же этого народа с крупнейшим сибирским генетическим компонентом связано с народом нганасанов, проживающих в Северной Сибири», — утверждает Пяиви Онкамо (Päivi Onkamo), руководитель проекта SUGRIGE в университетах Хельсинки и Турку.

В проекте отображен весь геном, полученный из останков 11 человек: на Кольском полуострове ученым удалось добыть кости шести человек, возраст которых насчитывает 3500 лет, останки двоих были найдены в другом месте, относящемуся к XVIII и XIX векам, и, наконец, кости троих человек обнаружили в местности, которая называется Левандлухта (Levänluhta), что в Южной Остроботнии, — их возраст составляет 1500 лет, а хорошее состояние останков ученые объясняют тем, что в свое время в этом районе образовалось озеро.

«Население, генетически более схожее с современными саами, нежели с финнами, когда-то населяло Финляндию гораздо южнее, чем то место, где находятся поселения современных саами», — добавляют исследователи.

Саамы — финно-угорский народ, ныне проживающие преимущественно на территории современных Норвегии, России, Финляндии. Жители Скандинавии называли их lappar или lapper, а русские — «лопари» или «лопляне»: именно отсюда происходит название «Лапландия». Современные саамы имеют собственные национальные атрибуты — флаг и гимн, также существуют саамские парламенты, представляющие их права.

Американский ученый показал, что деньги продолжают влиять на уровень благополучия и счастья человека, даже если средств у него очень много. И чем их больше, тем зачастую выше и удовлетворенность жизнью.

Огневые испытания центрального блока сверхтяжелой ракеты-носителя SLS прервались раньше времени. Чуть более чем через минуту после зажигания двигателей автоматика их отключила. По словам главы NASA, тест нельзя считать провалом, но изучение аномалии может повлиять на сроки дальнейших испытаний и первого полноценного запуска в конце 2021 года.