Буйство пьяных финнов объяснили генетической мутацией — Naked Science

Буйство пьяных финнов объяснили генетической мутацией

Ученые из Хельсинского университета в ходе молекулярно-генетического исследования пришли к выводу, что в агрессивном поведении «горячих финских парней» после употребления большого количества алкоголя виновата мутация в гене 5-HT2B. Необычная версия этого гена встречается примерно у 2,2% населения Финляндии.

Результаты исследования финских ученых опубликованы в журнале Nature. Генетики из Хельсинки решили выяснить, почему многие финны после употребления большого количества алкоголя становятся буйными, часто ввязываются в драки и теряют самоконтроль. Для этого они в 2010 году провели молекулярно-генетическое исследование жителей Финляндии. В исследовании приняли участие 228 человек, у которых алкоголь вызывал агрессию, 352 их родственника, а 295 человек составили контрольную группу – эти люди реагировали на алкоголь адекватно. Как оказалось, ДНК выпивающих финнов, которые ведут себя буйно во время застолья, содержит в себе необычную версию гена 5-HT2B. В этом гене произошла точечная мутация (замена одного нуклеотида другим).

«Полученные нами результаты генетического анализа к тому же показывают, что обладатели этой мутации являются более импульсивными и в трезвом состоянии, и что они чаще страдают от проблем с недостатком самоконтроля, маниакально-депрессивного синдрома и прочих аффективных расстройств», – заявил ведущий автор исследования, доктор Роопе Тикканен из университета Хельсинки в Финляндии. Известно, что ген 5-HT2B отвечает за сборку серотониновых рецепторов типа 2B, которые позволяют нейронам реагировать на молекулы серотонина – нейротрансмиттера, отвечающего за передачу сигналов между клетками мозга. Избыток серотонина ассоциируется с развитием галлюцинаций и шизофрении, а его недостаток – с развитием депрессии и различных тревожных расстройств.

По мнению финских ученых, мутация гена 5-HT2B каким-то образом вызывает нарушения в передаче серотониновых сигналов, что приводит к тому, что пьяный человек начинает совершать необдуманные и агрессивные поступки. Подобная мутация, как отмечают авторы работы, встречается примерно у 2,2% населения.

В дальнейшем специалисты планируют провести более масштабные исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть свою теорию генной мутации. Если она подтвердится, то это открытие не только станет важным для фундаментальной науки, но и сможет применяться в клинической практике. Тогда ученые смогут разработать рекомендации практикующим наркологам и социальным службам. Кроме того, вполне возможно, будут сознаны новые препараты, которые будут действовать на серотониновые рецепторы типа 2B.