22.09.2016
Редакция Naked Science
1 047

Германские викинги оказались прагматичными кошатниками

Генетики из Института Жака Моно провели первый крупномасштабный анализ митохондриальной ДНК домашних кошек и выделили две волны их миграции. Об этом пишет Nature.

oseberg_wagon_detail_2

Современные домашние кошки (Felis silvestris catus) относятся к подвиду Felis silvestris — лесной кот. До сих пор происхождение, а также механизм расселения этих животных остаются неясными. Наиболее древние останки F. silvestris были обнаружены на Кипре в 2004 году, они датируются примерно 7500-м годом до нашей эры. Предполагается, что одомашнивание кошек могло произойти в период развития сельского хозяйства в докерамическом неолите, который начался в регионе Плодородного полумесяца порядка 12000 лет назад.

В новой работе ученые проанализировали митохондриальную ДНК из останков 209 кошек, обнаруженных на территории 30 археологических объектов в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Образцы были датированы периодом от мезолита, предваряющего докерамический неолит, до XVIII века. Результаты показали, что расселение F. silvestris произошло в два этапа. Так, генетически «ближневосточные» особи восходят к предкам, обитавшим в районе Средиземного моря. Их одомашнивание могло помочь в борьбе с грызунами на расцвете аграрной отрасли.

Вторая волна миграции датируется 4000-м годом до нашей эры и предусматривает интенсивное распространение F. silvestris из Древнего Египта по Евразии и Африке. Признаки митохондриального наследования были найдены авторами в останках кошек, погребенных в конце IV века до нашей эры в Болгарии, Турции, странах Африки. К этой родословной принадлежали и животные, обитавшие на севере Германии в VIII–XI веках нашей эры. Установлено, что местные племена брали кошек в мореплавание — для борьбы с грызунами — и использовали их шкуры в гардеробе.

Кроме того, ученые проанализировали ядерную ДНК из останков для определения периода возникновения F. silvestris с полосатым и пятнистым окрасом. Результаты показали, что эта мутация проявилась не ранее Средневековья. По словам соавтора работы Евы-Марии Гайгл, продолжение исследований затруднено дефицитом финансирования. Она подчеркнула, что недостаток средств является одной из главных причин, по которым об эволюции домашних кошек, в отличие от собак, известно так мало.