14.03.2017
Редакция Naked Science

Астрономы обнаружили ближайшую к черной дыре звезду

Звезда в системе Х9 вращается настолько близко к черной дыре, что полный оборот совершает всего за полчаса.

starhole2

Двойные звездные системы – вовсе не редкость, однако в 2015 г. австралийский телескоп ATCA обнаружил первую такую пару, одним из ее участников является черная дыра, которая активно перетягивает вещество от своего компаньона, белого карлика. Расположена необычная двойная система Х9 в нашей Галактике, всего в 14,8 тыс. световых лет от нас, в шаровом скоплении 47 Тукана.

Двойная система X9 стала объектом и новых наблюдений, которые были проведены с использованием космических рентгеновских телескопов Chandra и NuSTAR. Благодаря новым данным Араш Бахрамян (Arash Bahramian) из канадского Альбертского университета и его коллеги обнаружили в системе большое количество кислорода, присутствие которого подтверждает, что один из ее участников является белым карликом.

Двойная система 47 Tucanae в рентгеновском диапазоне / ©NASA/CXC/University of Alberta/A.Bahramian et al.

Кроме того, ученые отметили, что яркость этого источника меняется с периодом около 28 минут – судя по всему, именно такое время требуется звезде и дыре, чтобы сделать полный оборот вокруг общего центра масс. В статье, которая уже принята к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Бахрамян и его соавторы указывают, что партнеров в Х9 может разделять всего в 2,5 раза большая дистанция, чем расстояние от Земли до Луны.

«Этот белый карлик находится так близко к черной дыре, что вещество, которое она перетягивает с него, закручивается, образуя плотный диск материи, прежде чем упадет на дыру, – говорит Араш Бахрамян. – К счастью для звезды, мы не думаем, что она сама упадет на дыру, а еще некоторое время останется на орбите». Рано или поздно, но черная дыра окончательно «оголит» свою соседку, сперва оставив тело размером с планету, а затем, видимо, и вовсе «испарив» его.

©Chandra X-ray Observatory

Остается вопрос о том, как образовалась такая странная двойная система. Астрономы предполагают, что некогда крошечный и тусклый белый карлик мог быть красным гигантом, однако встреча с черной дырой закончилась для него потерей внешних оболочек, оставив лишь плотное ядро, сохранившееся на устойчивой орбите около дыры. Мало-помалу они теряли энергию вращения, пока не сблизились до нынешнего тесного соседства.