Получена ГМ-кукуруза, нейтрализующая смертельные афлатоксины
14.03.2017

Получена ГМ-кукуруза, нейтрализующая смертельные афлатоксины

ГМ-кукуруза подавляет гены, ответственные за синтез смертельно опасных токсинов плесени, которая растет на ее зернах.

cocoro0

Афлатоксины, которые производят паразитирующие на растениях плесневые грибы Aspergillus, смертельно опасны. Заражая зерна, семена и плоды, они до сих пор уносят жизни тысячи человек каждый год. Но даже если до летального исхода дело и не дойдет, они все равно крайне вредны: эти вещества отличаются еще и высокой канцерогенностью. По некоторым данным, их воздействию в разной степени подвержены порядка 4,5 млрд человек во всем мире.

Оригинальный подход к решению этой проблемы предложили биологи Аризонского университета, работающие под руководством Моники Шмидт (Monica Schmidt). В статье, опубликованной журналом Science Advances, они рассказали о работе над ГМ-модифицированной кукурузой, которая подавляет синтез афлатоксинов грибами. Выращивая Aspergillus на зернах обычного и ГМ-растения, ученые показали, что растет грибок на обоих, однако токсины в выросшей на ГМ-кукурузе плесени не обнаруживались.

Авторы отмечают, что решение пока далеко не идеально. Заражение Aspergillus часто происходит в период хранения урожая, тогда как ГМ-кукуруза подавляет гены токсина лишь на живом растении, способном синтезировать сигнальные молекулы РНК. Однако они считают, что это уже серьезный шаг вперед. Если при хранении небольшое содержание афлатоксинов вырастает до смертельного уровня, то с нулевого подняться до летального будет намного сложнее.