26.02.2022
9 659

Астрономы обнаружили аномальное отклонение оси вращения черной дыры

5.1

Черная дыра в расположенной неподалеку от нас системе MAXI J1820+070 оказалась отклонена от своего аккреционного диска на рекордные 40 градусов.

©Rob Hynes

Двойная система MAXI J1820+070 находится довольно близко, в пределах Млечного пути, примерно в 10 тыс. световых лет от нас. Она включает обычную звезду примерно вдвое меньше Солнца и черную дыру массой в восемь солнечных масс – остаток погибшей массивной звезды. Черная дыра перетягивает вещество со своей соседки, и оно образует аккреционный диск, закрученный вокруг дыры. Часть этого вещества падает внутрь, а часть выбрасывается парой узких и мощных потоков, джетов, движущихся на околосветовых скоростях и направленных перпендикулярно оси вращения.

Команда российских и европейских астрономов во главе с Юрием Поутаненом, сотрудником ИКИ РАН и Университета Турку, провела поляризационные наблюдения, которые позволили уточнить плоскость вращения аккреционного диска в MAXI J1820+070. Сравнив ее ориентацию с направлениями релятивистских джетов, ученые обнаружили, что ось вращения черной дыры отклонена по меньшей мере на 40 градусов. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Science.

Ученые связывают такое отклонение с мощным дополнительным импульсом, который получила черная дыра при появлении. Когда предшественница черной дыры – массивная звезда – вспыхнула сверхновой, взрыв оказался асимметричным. Он придал рождающейся дыре не только мощный толчок к быстрому вращению, но и импульс, отклонивший ее ось. И если первоначально обе звезды системы вращались вокруг параллельных осей, черная дыра оказалась смещенной минимум на 40 градусов.

Подобные работы позволяют лучше понять механизмы сверхновых и образования черных дыр. Поэтому авторы планируют продолжить поиски таких объектов, в том числе и с помощью нового орбитального телескопа NASA IXPE, запущенного в конце 2021 г. Возможно, они найдут еще более экстремальные примеры «отклоненных» черных дыр.