Археоптерикс мог и не летать — Naked Science

Археоптерикс мог и не летать

Покрытый перьями динозавр, возможно, потерял способности к полету, как пингвин или страус.

Hires reduced C525HH

Archaeopteryx, живший около 150 млн лет назад, занимал промежуточное положение между птицами и пресмыкающимися. Скажем, у него был длинный хвост с позвонками, челюсти с полноценными зубами – и притом перья. Палеонтологи давно спорят, умел ли археоптерикс летать, или находился только на ранних этапах развития этой способности и мог, скажем, только парить? Никому и в голову не могло прийти, что он, на самом деле, мог уже терять возможность полета.

Такую оригинальную идею озвучил недавно американец Майкл Хабиб (Michael Habib), выступая на ежегодной встрече Общества палеонтологии позвоночных. Гипотеза Хабиба состоит в том, что, вместо того, чтобы развивать навыки полета, археоптерикс, напротив, терял их, подобно тому, как это произошло позднее со множеством известных нам нелетающих птиц. На это, по мнению ученого, указывают некоторые особенности анатомии археоптерикса.

Относительные размеры костей, симметрия расположения перьев – если оценить эти показатели численно и сравнить их с этими цифрами для современных птиц, они окажутся ближе к нелетающим. О том же, по мысли Хабиба, говорят и привычки археоптерикса – как и современные нелетающие пастушковые и поганковые птицы, он обитал на островах.

В самом деле, когда-то археоптерикс был самым древним известным динозавром, имевшим перья. В таких обстоятельствах гипотеза о потере им способности к полету выглядела бы безумием. Но сегодня палеонтологам известны и более ранние покрытые перьями динозавры, причем их анатомия гораздо лучше подходит для полноценного полета.

Впрочем, далеко не все специалисты отнеслись к докладу Хабиба положительно. Одни отмечают, что для того, чтобы говорить о потере способностей к полету, придется сперва точно доказать наличие этой способности у предков археоптерикса. Другие напирают на то, что крылья птицы могут использовать не только для полета: сегодняшние пернатые, не теряя возможности летать, успешно помогают ими себе в беге и плавании. Поэтому некоторые особенности анатомии крыльев археоптерикса могли быть связаны с выполнением каких-то других функций. В конце концов, есть птицы, прекрасно летающие в молодости, но теряющие этот навык во взрослом состоянии.

Словом, пока вопросы о том, летал ли археоптерикс, еще не летал, или уже не летал, остаются по-прежнему открытыми.