Археоптерикс мог и не летать — Naked Science
13.11.2013
4 минуты
Редакция

Археоптерикс мог и не летать

Покрытый перьями динозавр, возможно, потерял способности к полету, как пингвин или страус.

Hires reduced C525HH

Archaeopteryx, живший около 150 млн лет назад, занимал промежуточное положение между птицами и пресмыкающимися. Скажем, у него был длинный хвост с позвонками, челюсти с полноценными зубами – и притом перья. Палеонтологи давно спорят, умел ли археоптерикс летать, или находился только на ранних этапах развития этой способности и мог, скажем, только парить? Никому и в голову не могло прийти, что он, на самом деле, мог уже терять возможность полета.

 

Такую оригинальную идею озвучил недавно американец Майкл Хабиб (Michael Habib), выступая на ежегодной встрече Общества палеонтологии позвоночных. Гипотеза Хабиба состоит в том, что, вместо того, чтобы развивать навыки полета, археоптерикс, напротив, терял их, подобно тому, как это произошло позднее со множеством известных нам нелетающих птиц. На это, по мнению ученого, указывают некоторые особенности анатомии археоптерикса.

 

Относительные размеры костей, симметрия расположения перьев – если оценить эти показатели численно и сравнить их с этими цифрами для современных птиц, они окажутся ближе к нелетающим. О том же, по мысли Хабиба, говорят и привычки археоптерикса – как и современные нелетающие пастушковые и поганковые птицы, он обитал на островах.

 

В самом деле, когда-то археоптерикс был самым древним известным динозавром, имевшим перья. В таких обстоятельствах гипотеза о потере им способности к полету выглядела бы безумием. Но сегодня палеонтологам известны и более ранние покрытые перьями динозавры, причем их анатомия гораздо лучше подходит для полноценного полета.

 

Впрочем, далеко не все специалисты отнеслись к докладу Хабиба положительно. Одни отмечают, что для того, чтобы говорить о потере способностей к полету, придется сперва точно доказать наличие этой способности у предков археоптерикса. Другие напирают на то, что крылья птицы могут использовать не только для полета: сегодняшние пернатые, не теряя возможности летать, успешно помогают ими себе в беге и плавании. Поэтому некоторые особенности анатомии крыльев археоптерикса могли быть связаны с выполнением каких-то других функций. В конце концов, есть птицы, прекрасно летающие в молодости, но теряющие этот навык во взрослом состоянии.

 

Словом, пока вопросы о том, летал ли археоптерикс, еще не летал, или уже не летал, остаются по-прежнему открытыми.

 

Позавчера, 11:52
4 минуты
Сергей Васильев

В янтаре сохранились не только перья динозавров, но и пившие их кровь насекомые мелового периода.

Вчера, 13:51
23 минуты
Александр Березин

Спутниковые снимки показывают: отказ от пахоты в Штатах ведет к росту урожайности при снижении затрат. Россия, где был создан этот метод, сегодня его почти не применяет. Разбираемся, почему так получилось и чем он лучше традиционной вспашки.

Позавчера, 18:58
37 минут
Александр Березин

Поток новостей показывает каждое научное открытие как необычно важное, отчего бывает сложно выделить самые значимые. Вот наша версия десятки самых выдающихся научных достижений года. Расскажем о них поподробнее.

9 декабря
3 минуты
Денис Гордеев

Меняющаяся структура глобального рынка автомобилей приведет к массовым сокращениям.

7 декабря
4 минуты
Илья Ведмеденко

Эксперты измерили радиолокационную заметность нового шведского корвета типа «Висбю»: она оказалась чрезвычайно малой.

Вчера, 19:02
5 минут
Полина Гершберг

Для женщин, которые хотят получить пользу от тренировок, важнее всего создать привычку.

15 ноября
6 минут
Никита Шевцов

Ученые впервые воспроизвели в реальности парадокс друга Вигнера. В результате физики выяснили, что квантовые явления субъективны: каждый наблюдатель может иметь свои альтернативные факты насчет них, и все они будут правдивы.

4 декабря
39 минут
Александр Березин

В 2017 году от рака умерло 9,6 миллиона человек, и с каждым годом эта цифра будет расти. Есть ли способы остановить наступление этой болезни на человеческие жизни?

9 декабря
3 минуты
Денис Гордеев

Меняющаяся структура глобального рынка автомобилей приведет к массовым сокращениям.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: