14.11.2017
Редакция Naked Science

Археологи нашли древнейшее виноградное вино, созданное 8 тысяч лет назад

Древнейшие известные образцы виноградного вина обнаружили на территории Грузии.

155586_web

Международная группа исследователей обнаружила остатки виноградного вина на керамике, найденной в двух неолитических поселениях на территории Грузии. Глиняные сосуды изготовили от 7890 до 8020 лет назад. Эти находки позволяют предположить, что виноделие возникло на 600–1000 лет раньше, чем считалось.

Фрагменты керамики нашли при раскопках поселений Гадачрили-гора и Шулавери-гора. Они относятся к археологической культуре Шулавери-Шому, которая возникла вскоре после глобального похолодания 6200 г. до н. э. Представители этой культуры строили круглые глинобитные здания, разводили крупный рогатый скот и свиней, делали орудия из обсидиана и возделывали культурные растения, включая пшеницу, ячмень и виноград. Керамику они украшали объемными пластическими элементами. На одном из сосудов нашли украшения в виде небольших шариков — возможно, они изображали виноградные гроздья.

Исследователи проанализировали фрагменты 19 глиняных сосудов и образцы почвы, взятые поблизости от найденной керамики. Ученые использовали несколько методов анализа, в частности метод инфракрасной спектроскопии с использованием преобразования Фурье и метод GC-MS (gas chromatography–mass spectrometry), объединяющий технологии газовой хроматографии и масс-спектрометрии. Исследователи обнаружили в восьми образцах глины следы винной кислоты и ее солей — виноградный сок содержит значительное количество этой кислоты. В соответствующих образцах почвы содержание винной кислоты оказалось намного ниже. Кроме того, во фрагментах керамики нашли соли лимонной, яблочной и янтарной кислот. В почве обнаружили также частицы крахмала, останки плодовых мушек и следы виноградной пыльцы, при этом на поверхности земли ее не оказалось.

Ранее самым древним вином считали образцы, найденные в 1960-х годах в поселении Хаджи Феруз Тепе на северо-западе современного Ирана. Их возраст — от 7 000 до 7 400 лет. Вино хранилось в сосудах, наполовину вкопанных в землю. Исследователи считают, что так могли хранить и сосуды, найденные в Грузии, — из-за узкого основания емкости, скорее всего, были неустойчивыми.

Статья о находке опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее китайские археологи обнаружили древнейшие образцы культурного риса.