• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
22.01.2020
София Жаботинская
19
64 735

Решение проблемы вагонетки зависит от того, в какой культуре сформировалась личность

В странах с традиционалистским укладом люди менее склонны жертвовать одним человеком ради нескольких.

Иллюстрация проблемы вагонетки
Иллюстрация проблемы вагонетки / © The New York Times / Автор: Михаил Григорьев

Исследование, проведенное под руководством Эдмонда Авада из Университета Эксетера, показало, как культурные различия влияют на восприятие человеком мысленного эксперимента, известного как проблема вагонетки. Именно от этого фактора зависит, как люди в разных странах реагируют на необходимость пожертвовать одним человеком ради спасения группы людей. Статья об этом опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Проблема вагонетки впервые была сформулирована философом Филиппой Фут в 1967 году. Представьте себе, что тяжелая неуправляемая вагонетка мчится по рельсам в направлении стрелки, которую вы можете переключить. На одном из путей, по которому может двигаться вагонетка, лежат пять человек, «привязанные сумасшедшим философом». На другом пути привязан и не может убежать лишь один человек.

Исследования, проведенные авторами, охватили 70 тысяч человек из 42 стран. В целом 81 процент опрошенных склонялись к тому, чтобы переключить стрелку и направить вагонетку по тому пути, на котором лежит один человек. Половина испытуемых были согласны пожертвовать одним человеком ради пяти в модифицированной версии мысленного эксперимента, где жертву предлагалось сбросить на рельсы с моста.

Однако в таких странах, как Япония, Корея и Китай, был гораздо больший процент людей, которые не готовы были пожертвовать одним человеком ради пяти — в особенности если этот человек хоть в какой-то степени мог быть знаком респонденту, в отличие от остальной пятерки.

По мнению ученых, это связано с тем, что в странах с традиционалистским укладом люди чаще остаются внутри тесных, небольших сообществ и испытывают трудности при завязывании отношений вне их. В странах Западной Европы и Северной Америки, где находить новые социальные группы и вливаться в них гораздо легче, опрошенные проявили большую гибкость мышления.

Работа, проведенная авторами, представляет не только теоретический интерес. Результаты этого исследования и подобных ему могут иметь важное значение для развития искусственного интеллекта. Например, при программировании автопилотов для машин это позволит учесть отношение общества к тому, как беспилотные машины оценивают риски на дороге, минимизируя ущерб от возможного столкновения.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

Позавчера, 17:43
Юлия Трепалина

В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.

13 мая
Evgenia

На Большом адронном коллайдере ученые почти сталкивали на высоких скоростях ядра свинца и получили при этом следовые количества золота. Исследователи собрали данные об этом процессе на детекторе ALICE.

13 мая
Игорь Байдов

Предполагается, что следы внеземного разума удастся обнаружить по гипотетическим астроинженерным сооружениям, которые космические цивилизации могут возводить вокруг своих звезд для сбора энергии. Современные научные инструменты теоретически позволяют открыть такие объекты, но ученые их не находят. Почему? Существует несколько вариантов ответа, недавно еще один дал астроном из проекта Breakthrough Listen.

12 мая
Елизавета Александрова

Новые данные от сейсмостанции Mars InSight показали, что на глубине пяти-восьми километров под поверхностью Красной планеты может скрываться жидкость общим объемом намного больше Северного Ледовитого океана. Наличие там воды считают единственным реалистичным объяснением.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

19 Комментариев
Выбор Евы!!! во время ВОВ солдаты СС, такое практиковали, т. е. к женщине приводили двух её детей, и приказывали выбрать кого должны расстрелять, иначе они расстреляють обеих, итог Выбор матери кого она сможет оставить в живых, и кого растреляют, Выше приведёно только задача, а в ВОВ было обычной практикой СС.
Dasha Razumovskaya
23.06.2020
-
0
+
Немного поразмыслив, решила, что тест был бы куда сложнее, если бы тот единственный завязанный был близким и важным для человека у рычага. Вот тогда моральный выбор действительно усложнится: пожертвовать своим близким ради спасения пяти неизвестных людей. Если не готов, как чувствовать себя, понимая, что осознанно лишил жизни 5 человек ради 1-ого..
    -
    0
    +
    Это уже читерство и нарушает баланс (вносит эмоциональную составляющую). Конечно большинство выберет спасение близкого человека и наплюет на пять незнакомцев. Которые может еще и люди так себе. Пришлось бы усиливать и вторую часть спасение одного близкого человека или целый город в труху. Кстати этот момент в статье уточняется: «Однако в таких странах, как Япония, Корея и Китай, был гораздо больший процент людей, которые не готовы были пожертвовать одним человеком ради пяти — в особенности если этот человек хоть в какой-то степени мог быть знаком респонденту, в отличие от остальной пятерки» Впрочем Россия тоже принадлежит к культурам восточного типа и если для меня ответ очевиден "спасай близких" то в странах европейской ориентации очевидным может оказаться чисто арифметический подход. Забавно было бы сочетать его с другим тестом "погибнуть самому или спасти остальных" но тут пришлось бы подключать "детектор лжи", чтобы проверить искренность ответов. https://www.youtube.com/watch?v=BxqDbC3QX3s
Stan Zelen
16.04.2020
-
0
+
С точки зрения УК надо вообще бежать от рычага. Куда бы не переключил - посадят.
No Name
11.04.2020
-
1
+
— Вот едешь ты, дарагой, на машине по горной дороге. Справа — скала, слева — обрыв. Впереди две женщины: молодой и старый. Кого давить будешь? — Конечно, старый! — Нэт тебе прав, дарогой, тормоз давить надо!
-
0
+
С точки зрения УК, надо вообще не прикасаться к рычагу.
    -
    0
    +
    Был бы человек, а статья найдется. Например "Оставление в опасности" (125 УК РФ) Или вот совсем не теоретический случай с затонувшей "Булгарией" - "Неоказание помощи терпящим бедствие" (270 УК РФ) С точки зрения здравого смысла капитан баржи поступил абсолютно правильно, что не стал пытаться оказать помощь. Он бы все равно не успел и только бы навредил утопающим. Однако суд счел иначе. Капитану еще повезло, отделался штрафом (190 тыс.) https://iz.ru/news/516798
    +
      ещё комментарии
      Andrey Novak
      25.09.2020
      -
      0
      +
      оставление в опасности относится только к тем, кто создал такую опасность для человека, либо уже только для специального субъекта как сотрудника полиции и т.д.(так как они не имеют права просто уйти и обязаны принять меры к спасению). Для обычного человека если он прогнозирует рычаг ничего не будет. Случай с капитаном судна тот же, что с полицейским, он он должен оказать помощь терпящим бедствие на море
-
0
+
Да может вагонетка вообще в обратную сторону уезжает, от людей. Так что никаких проблем нет
Bang Bang
28.03.2020
-
0
+
Чуть-чуть изменим условие задачи. На одном пути лежит один предположительно больной короновирусом, на другом пять туристов, которые на карантине пытались улететь в Сочи...
-
0
+
Интересная штука, если вагон пойдёт прямо, то убийца сумасшедший философ, а если перевести стрелку, то ты....
Дмитрий К.
20.02.2020
-
1
+
Проблема в другом, если вагонетка изначально едет на 5 человек, то их смерть будет на совести сумасшедшего философа, а вот если ты перключишь переключатель, то смерть одного, будет уже чисто на твоей совести...
Ewe xon
04.02.2020
-
0
+
Я бы направил в сторону где лежит один и побежал сломя голову его оттаскивать
    Max Brown
    05.02.2020
    -
    0
    +
    Задача-то схематичная. Вагон летит слишком быстро, люди находятся слишком далеко, а то и привязаны слишком крепко... Я успел поучаствовать в реальных тестах, там были задачи тоже схематичные, но гораздо более разнообразные. Например, смарткар с одним пассажиром-мужчиной летит по своей полосе, внезапно на ней препятствие (например, с прилегающей на неё высунул нос грузовик) и кар неминуемо в него врежется, убив своего пассажира, если не вильнёт на встречку, а там на встречке две старушки в нарушение ПДД переходят дорогу не по переходу. То есть, к "убить больше/меньше" и "действуя/бездействуя" добавлялись условия про убить невиновного/нарушителя, мужчину/женщину, взрослого/ребёнка/старика и так далее. Что характерно, по результатам взрослые работающие мужчины гораздо чаще других соцгрупп выбирали тот вариант, в котором давишь на тормоз и едешь как ехал - потому что они в большинстве сами водители и знают, что любой резкий манёвр в реальных условиях чреват непредсказуемыми последствиями.
    +
      ещё комментарии
      Andrey Novak
      25.09.2020
      -
      0
      +
      Вопрос не в непредсказуемых последствиях маневра, а в правилах ПДД. По правилам водитель не должен менять полосы, а должен принять меры к полной остановке ТС
Nikolay Kolody
23.01.2020
-
0
+
Тупые людишки, надо было просто пускать вагонетку под откос, оставив рычаг в среднем положении)
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно