Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Мозг билингвов отличается от мозга одноязычных еще до того, как они начинают говорить
Дети, которые родились в одноязычных и многоязычных семьях, по-разному воспринимают речь. Это подтвердила спектроскопия.
Люди, которые говорят на двух языках, думают иначе, чем одноязычные. Это не зависит от того, были ли они билингвами с рождения, учились на двух языках в школе или освоили иностранный во взрослом возрасте. Исследователи предполагали, что уже на первом году жизни дети из монолингвальных (одноязычных) и билингвальных (как минимум, двуязычных) семей неодинаково обрабатывают речь, которую слышат. Однако технологий, которые позволили бы это проверить, не было.
Ученые из Кембриджского университета (Великобритания), Университета Торонто (Канада) и Баскского центра познания, мозга и языка (Испания) провели эксперимент, в котором участвовал 81 четырехмесячный ребенок из испанских и смешанных испано-баскских семей. Родители участников исследования сообщили информацию о своем образовании, роде деятельности и уровне дохода: выборку сформировали так, чтобы эти показатели были примерно одинаковыми. Препринт научной статьи доступен на сайте biorxiv.org.
Детей, с которыми работали ученые, разделили на две группы: билингвы (в их семье одинаково часто использовались испанский и баскский языки) и живущие в испаноязычной среде. К первой группе отнесли тех, с кем с рождения говорили на двух языках, используя испанский 20-80% времени. Дети, с которыми более 80% времени общались на испанском языке, попали во вторую группу.
Исследователи записали, как три носительницы испанского языка читают вслух предложения из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Каждая женщина озвучила одни и те же 120 высказываний, в которых было от 15 до 18 слогов. Затем ученые сформировали для каждого голоса блок из 24 неповторяющихся предложений с интервалом около 0,5 секунды между ними. Получилась запись из 72 уникальных высказываний, которые произносят разные чтецы.
Кроме того, исследователи создали звуковую дорожку, на которой чтение «Маленького принца» проигрывается наоборот, от конца к началу. Это было нужно, чтобы оценить реакцию мозга не только на знакомые, но и на незнакомые речевые стимулы.
Полученные записи включали детям и наблюдали за процессами, которые происходят у них в мозге. Данные удалось собрать с помощью функциональной ближней инфракрасной спектроскопии. Она позволяет регистрировать активацию отдельных зон мозга в режиме реального времени. Младенцы-билингвы задействовали двусторонние нижние лобные и височные области во время обработки речи и похожим образом реагировали на исходную и «перевернутую» записи чтения. У одноязычных детей использовались преимущественно области левого полушария, а реакция мозга на незнакомые речевые стимулы была более выраженной, чем на знакомые.
Исследователи сделали вывод, что уже в четырехмесячном возрасте одноязычные младенцы достаточно хорошо знакомы с особенностями родного языка и способны отличить его от других речевых стимулов. Билингвам это сделать сложнее из-за того, что в двуязычной среде больше разновидностей речевого воздействия и каждый из языков ребенок знает хуже. Мозг двуязычных детей позже «выбирает» основной язык. Это способно повлиять на его дальнейшую работу, даже если после четырех месяцев окружающая ребенка среда перестанет быть билингвальной: в этом возрасте формируется больше всего нейронов и связей между ними, а любое влияние среды закрепляется хорошо.
Исследование подтвердило, что одноязычные и двуязычные дети даже в первые месяцы жизни, когда еще не умеют говорить, неодинаково воспринимают речь и с разным успехом узнают знакомый язык. Однако, предположили ученые, адаптация к разнообразной языковой среде в дальнейшем способна помочь детям сохранить чувствительность к различиям, которые существуют между языками.
Предыдущие работы показали, что билингвизм положительно влияет на IQ и академическую успеваемость людей. У тех, кто вырос в двуязычных семьях, богатый словарный запас на обоих языках, а также хорошо развит невербальный интеллект.
Психологи не первое десятилетие спорят о природе морали: врожденное это свойство или приобретенное? В новом исследовании ученые попытались на большой выборке малышей воспроизвести эксперимент, который ранее рассматривали как подтверждение способности младенцев различать морально правильные и неправильные действия.
Распространено мнение, что женский оргазм — «в голове», то есть во многом связан с мыслями и фантазиями. Однако ученые из Великобритании обнаружили особенность восприятия, от которой, согласно данным исследования, зависит сексуальное наслаждение.
В шаровом скоплении Омега Центавра надеялась найти так называемую черную дыру промежуточной массы — нечто среднее между остающимися после «умирающих» звезд небольшими черными дырами и сверхмассивными, которые наблюдают в центрах галактик. Хотя такие черные дыры ищут давно, пока их поиски в космосе безуспешны. Похоже, их нет и в Омеге Центавра, зато есть целая система из других черных дыр.
О том, где скрывается человеческое «я», что такое «знающие нейроны», какие страны наиболее активно развивают нейронауки и о том, почему нам важно признать наличие сознания у животных, мы поговорили с одним из самых выдающихся нейробиологов, директором Института перспективных исследований мозга МГУ имени М.В. Ломоносова, академиком Константином Анохиным.
Одни из самых ярких объектов во Вселенной — квазары — представляют собой активные ядра галактик, питаемые центральными сверхмассивными черными дырами. Электромагнитное излучение, испускаемое этими объектами, позволяет астрономам изучать структуру Вселенной на ранних этапах ее развития, однако мощный радиоджет, исходящий от недавно обнаруженного экстремально яркого квазара J1601+3102, ставит под сомнение существующие представления о «космической заре».
В шаровом скоплении Омега Центавра надеялась найти так называемую черную дыру промежуточной массы — нечто среднее между остающимися после «умирающих» звезд небольшими черными дырами и сверхмассивными, которые наблюдают в центрах галактик. Хотя такие черные дыры ищут давно, пока их поиски в космосе безуспешны. Похоже, их нет и в Омеге Центавра, зато есть целая система из других черных дыр.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Обсерватории постоянно улавливают «мигающие» радиосигналы из глубин Вселенной. Чаще всего их источниками оказываются нейтронные звезды, которые за это и назвали пульсарами. Но к недавно обнаруженному источнику GLEAM-X J0704-37 они, по мнению астрономов, отношения не имеют.
Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии