15.12.2020
5 288

4.3

Такое поведение, по мнению ученых из Великобритании, связано с импульсивным поведением тех, кто предпочитает позднее засыпание.

Молодые люди, которые позже ложатся спать, больше подвержены курению и тяге к алкоголю / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Chronobiology International. Работа ученых из университетов Суррея и Брюнеля (Великобритания) была разделена на две части. В ней участвовали 191 студент в возрасте от 18 до 25 лет (169 — женщины), которых протестировали на предмет предпочтений того, во сколько они ложатся спать, и опросили о качестве сна, уровне тревожности, импульсивности. Анкета также содержала вопросы о том, сколько сигарет участники выкуривают в день и какое количество алкоголя, кофе и других тонизирующих напитков выпивают.

В первой части эксперимента исследователи использовали лабораторный компьютерный тест. От участников требовалось указать, сколько времени они готовы ждать, прежде чем получат гипотетическое денежное вознаграждение.

Выяснилось, что «вечерние» типы были более импульсивны, чем «утренние»: они предпочитали немедленные денежные вознаграждения, не желая ждать отложенных, но крупных сумм. Также «совы» оказались более подвержены употреблению психоактивных веществ, а заодно более высокому риску психических расстройств. Они больше курили и употребляли много алкоголя и кофеина.

Ученые считают, что такие эффекты нельзя объяснить более низким качеством сна или недосыпом. Используя статистический метод, исследователи пришли к выводу, что всему виной импульсивность таких людей — она же, по-видимому, связана с более поздним укладыванием в постель, а также с большим употреблением психоактивных веществ.

Но что именно можно считать первопричиной такого поведения, сказать сложно. Возможно, позднее засыпание влияет на употребление алкоголя и сигарет (появляется лишнее время) и делает человека более импульсивным. А возможно, наоборот, стимулирующее действие психоактивных веществ заставляет позже ложиться спать.