Ученые назвали самого дальнего родственника человека — Naked Science
Мария Кривоченко

Ученые назвали самого дальнего родственника человека

3.1

Группа исследователей пришла к выводу, что теории, которые определяют гребневиков как самых старых животных на планете, скорее всего, ошибочны и не учитывают некоторые особенности развития этих существ. Таким образом, самые дальние родственники человека — все же губки. Споры о том, кто был самым древним животным, особенно остро шли в последние десять лет.

Губки оказались самым дальним родственником человека / ©Wikipedia

Начиная с XIX века и до недавнего времени считалось, что самые дальние родственники человека — губки. Они настолько отличались от известных животных, что первоначально их приняли за водоросли. Эти отличия, а также примитивное строение поддерживали идею о том, что они — древнейшие животные сегодня.

Однако ряд исследований, сравнивающих ДНК современных животных, в последние десять лет оспаривает эту теорию. Согласно им, наш самый дальний родственник — это гребневики, прозрачные морские животные с «гребнями» на туловище.

Команда исследователей из Университетского колледжа Лондона заметила, что хоть гребневики серьезно отличаются от человека, у них гораздо больше общих с нами черт, чем у губок: нервные клетки, мышцы и кишечник. И если они действительно дальние родственники всех других животных, значит, подобные признаки были и у нашего общего предка, а губки по какой-то причине утратили их.

Ученые предположили, что филогенетическое древо, которое отделяет гребневиков от остальных животных первыми, неверно. По их словам, гребневики — быстроразвивающийся вид, поэтому исследователям кажется, что они очень древние. Однако специалисты допускают ошибку, выделяя гребневиков раньше губок.

Чтобы проверить теорию, биологи смоделировали на компьютере эволюцию дезоксирибонуклеиновой кислоты. Они начали со случайной последовательности ДНК, представляющей некоего общего предка. Затем ученые позволили этой последовательности развиваться в соответствии с моделью губки и гребневика. В итоге они получили два набора видов с разными последовательностями ДНК и собрали филогенетические деревья. Результаты работы опубликовали в журнале Science Advances.

Исследователи заметили, что реконструировать филогенетические деревья, в основе которых лежало ДНК гребенников, было проще. По мнению авторов, это показывает, что при создании деревьев допускалось слишком много ошибок, которые представляли отдаленных «родственников» как близких. При моделировании второй группы деревьев ученые часто получали неверные результаты, особенно когда пытались создать дерево, где гребенники оказывались самыми дальними родственниками остальных животных. Однако дерево, где губки были первыми отделившимися животными, оказалось точным.

Результаты исследования показывают, что губки — все же самый дальний родственник человека, а быстрая эволюция гребенников вводит ученых в заблуждение. Животные кажутся древнее, чем есть на самом деле, и это приводит к ошибкам в исследованиях.