19 июля
Анна Новиковская

В китайской провинции Хунань нашли богатейшую коллекцию животных ордовикского периода

4.5

Ранний ордовик был временем, когда животный мир переживал невиданный взрыв биоразнообразия. И вот, на юге Китая нашли захоронение безупречно сохранившихся окаменелостей того периода. Теперь ученые смогут лучше понять, как именно происходила глобальная смена фаунистического состава, превратившая примитивные экосистемы кембрийского периода в более прогрессивные среднепалеозойские.

Реконструкция экосистемы фауны Леси / © phys.org

Лагерштетты — настоящая «земля обетованная» для палеонтологов: эти уникальные массовые захоронения окаменелостей, образовавшиеся в особых условиях, сохраняют не только твердые (раковины, кости и так далее), но и мягкие части организма, что позволяет увидеть древнее животное таким, каким оно было в последние мгновения своей жизни. Известно несколько десятков подобных мест по всему миру, возраст которых колеблется от одной тысячи до одного миллиарда лет.

Распределение лагерштеттов по временным отрезкам геологической истории неравномерно: например, из пермского периода таких отложений известно лишь три, а из кембрийского — больше десятка. Именно поэтому особенно ценно обнаружить не просто лагерштетт, но относящийся к малоизученному периоду земной истории. И китайским ученым повезло совершить такое открытие.

В провинции Хунань на юго-востоке Китая нашли захоронение окаменелостей, датируемое ранним ордовикским периодом, около 475 миллионов лет назад. Новая фауна, названная «фауной Леси», занимает доселе неизученный временной промежуток ордовикского периода. Вдобавок она сформировалась в тропических широтах, тогда как все другие известные ордовикские лагерштетты образовались в полярных регионах планеты.

Всего в состав новой фауны входят 11 типов животных, и большая часть окаменелостей сохранилась просто идеально. Например, у трилобитов хорошо различим пищеварительный тракт, а у губок и иглокожих — мельчайшие детали внутреннего скелета. Судя по видовому разнообразию, в раннем ордовике морские экосистемы уже были довольно сложными и включали зарывающиеся, сидячие, ползающие, плавающие и планктонные таксоны.

Некоторые окаменелости морских червей фауны Леси / © 10.1098/rspb.2022.1027

Открытие подтверждает, что ранний ордовик был временем великих биологических перемен, когда примитивные фауны раннего палеозоя сменялись более прогрессивными, для которых были характерны рифообразующие организмы, питающиеся за счет фильтрации морской воды.

К сожалению, большая часть удивительных животных ордовикского периода не пережила массовое вымирание в его конце, однако их исчезновение освободило дорогу для первых рыб, а в далеком будущем — и для наземных позвоночных.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.