19 июля
Даниил Сухинов
1 710

Нейробиологи впервые пронаблюдали, как формируется мышечная память

3.8

В новом исследовании американским ученым впервые удалось пронаблюдать в реальном времени формирование двигательных воспоминаний и выяснить, почему так называемая мышечная память настолько устойчива к забыванию. Исследование может помочь выявить первопричины двигательных расстройств, возникающих при нейродегенеративных заболеваниях, таких как болезнь Паркинсона, а значит, и найти оптимальный метод их лечения.

Полушарие головного мозга мыши, окрашенное флуоресцентной меткой (пурпурный) и иммуноокрашиванием c-Fos (зеленый) / © Fuu-Jiun Hwang et al, Neuron, 2022

Сегодня считается, что воспоминания сохраняются в головном мозге в виде активности сетей из сотен или даже тысяч нейронов, порой распределенных по сильно отдаленным областям мозга. Иногда такую сеть называют энграммой памяти (memory engram). И хоть концепция, объясняющая память через энграммы, развивается более века, точно определить, что же такое энграмма и как она формируется, оказалось чрезвычайно сложной задачей. Предыдущие исследования показали, что некоторые формы обучения активируют определенные сети нейронов, которые затем снова активируются при воспроизведении сохраненных воспоминаний.

Однако до сих пор не было известно, образуются ли энграммы при обучении двигательным навыкам, а если да, то какие изменения претерпевают нейроны и их сети для формирования энграмм. На эти вопросы решили ответить ученые из Стэнфордского университета (США). Статья с описанием результатов опубликована в журнале Neuron

Авторы обучили мышей доставать лапкой пищевые гранулы через небольшую прорезь в клетке. При помощи современных методов нейровизуализации (иммуноокрашивание c-Fos) ученые смогли идентифицировать нейроны, активировавшиеся во время процесса обучения, в первичной моторной коре головного мозга — области, ответственной за управление движениями. Потенциальные энграммы пометили флуоресцентной меткой, чтобы увидеть, какую роль эти сети нейронов играют во время вспоминания требуемого движения.

Краткий обзор схемы эксперимента и результатов исследования / © Fuu-Jiun Hwang et al, Neuron, 2022

Спустя несколько недель исследователи проверили память животных и обнаружили, что мыши, все еще помнившие этот навык и без труда справлявшиеся с задачей, демонстрировали повышенную активность в тех же самых нейронах, которые впервые идентифицировали и пометили в период обучения. Значит, именно эти нейроны составляют энграммы памяти и ответственны за формирование навыка. Более того, ученые в реальном времени наблюдали, как «энграммные нейроны» перепрограммируют себя по мере обучения грызунов.

Так, эти нейроны моторной коры обзавелись новыми входными синапсами (местами контакта между двумя нейронами), через которые принимается информация об успешности выполнения движения для его корректировки, и сами сформировали новые выходные связи в отдаленной области мозга, называемой дорсолатеральным полосатым телом (ДПТ). Это ключевая область головного мозга, через которую нейроны энграмм могут осуществлять контроль над движениями животного. Таким образом, исследователи впервые наблюдали создание новых синаптических путей на одной и той же популяции нейронов — как на входном (в первичной моторной коре), так и на выходном уровне (в ДПТ).