14.12.2022
Александра Медведева
3 997

Двухметровые членистоногие доминировали в морях 470 миллионов лет назад

4.8

Во время палеонтологических раскопок на юге Марокко ученые обнаружили окаменелости гигантских свободноплавающих членистоногих. Некоторые из них относятся к еще не описанным видам. Открытие позволяет по-новому взглянуть на морскую фауну 470 миллионов лет назад, среди которой доминировали двухметровые родственники современных ракообразных и насекомых.

© Emmanuel Martin

Регион Тайчута на юге Марокко около 470 миллионов лет назад был погружен под воду. Теперь там раскинулась пустыня: проводя в ней раскопки, ученые из Эксетерского университета (Великобритания) обнаружили многочисленные останки крупных свободноплавающих членистоногих. Для анализа этих фрагментов необходимы дополнительные исследования, но уже понятно, что эти гигантские существа достигали двух метров в длину. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports.

Первые членистоногие появились в океане Земли, вероятно, около 530-550 миллионов лет назад. Ученых давно интересовал вопрос: когда они начали доминировать в экосистемах морей Земли? Ведь понимание этого крайне важно для изучения эволюции современных насекомых, ракообразных и других беспозвоночных.

На расстоянии 80 километров от Тайчуты расположены хорошо известные палеонтологам сланцы Фейзуата, однако летопись их окаменелостей сильно отличается от новых находок. Хотя некоторые ископаемые, вероятно, принадлежат к ранее описанным видам биоты Фезуата, большинство, скорее всего, окажутся новыми видами. Их огромный размер и свободный образ жизни предполагают, что они играли важнейшую роль в древней экосистеме.

Сланцы Фезуата считаются одним из 100 наиболее важных геологических объектов в мире, поскольку играют решающую роль в понимании эволюции животных раннего ордовика. Окаменелости, найденные в этих породах, включают минерализованные элементы, а также исключительно хорошо сохранившиеся мягкие части животных, такие как внутренние органы. Это позволяет ученым исследовать анатомию ранних представителей фауны Земли.

Животные из сланцев Фезуата жили на мелководье, которое подвергалось постоянным штормам, погребавших в грунте придонные и сидячие организмы. Но плавающих организмов среди окаменелостей практически не было. В окаменелостях Тайчуты, напротив, преобладают свободноплавающие членистоногие. К некоторым их фрагментам были прикреплены останки моллюсков: это указывает на то, что их большие панцири служили запасами питательных веществ для обитателей морского дна даже после их смерти.