28.10.2020
4 360

Гигантские ископаемые птицы оказались древнее, чем считалось

4.2

Исследование останков птиц с размахом крыльев, доходившим 6,4 метра, которые были найдены в Антарктиде еще в 1980-х, показало, что это самые древние окаменелости гигантов такого вида — им около 50 миллионов лет.

Пелагорнис / ©medias.pourlascience.fr

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Пятьдесят миллионов лет назад в Антарктиде, как известно, было гораздо теплее, чем в наши дни. Поэтому там обитало множество животных: от сумчатых, дальних родственников муравьедов и ленивцев, до антарктических птиц. Одним из них был ископаемый род так называемых ложнозубых птиц пелагорнисов (Pelagornis), которые считаются одними из самых крупных летающих птиц за всю историю планеты.

Размах их крыльев достигал 6,4 метра (а по некоторым оценкам, и 7,4 метра), а еще они имели костные наросты на челюстях, которые походили на зубы и помогали птицам ловить рыбу. Оно и понятно, ведь пелагорнисы, подобно современным альбатросам, летали над океанами. На основе размаха крыльев этих животных подразделяют на четыре типа: малые (размах 1,5-1,7 метра), средние (два-три метра), большие (3,5-4,5 метра) и гигантские (пять-шесть метров).

Поздние находки этих птиц датируются 2,3-2,5 миллиона лет назад (предполагается, что они вымерли из-за изменений климата и начала ледникового периода), ранние — 62 миллиона лет назад. Впрочем, последние цифры относятся к малому типу ложнозубых птиц. Как считалось до сих пор, гигантские представители этих пернатых появились позже — около 40 миллионов лет назад. Но последние исследования ученых из США и Китая показали, что огромные птицы оказались древнее.

Ученые изучили ранее найденные останки гигантских пелагорнисов (а именно, кость стопы) и пришли к выводу, что они происходят из более древнего геологического образования, чем считалось ранее: возрастом не 40, а 50 миллионов лет. Таким образом, исследователям удалось идентифицировать самый древний экземпляр гигантского типа ложнозубых птиц, на основании чего они сделали вывод, что после своего появления вид довольно быстро эволюционировал в сторону крупных размеров.