Вулкан «сохранил» динозавров — Naked Science
05.02.2014

Вулкан «сохранил» динозавров

Группу динозавров постигла участь древнеримского города Помпеи ? их завалило вулканическим пеплом, что позволило законсервировать останки животных на миллионы лет и сохранить их для науки.

dn24997-1_1200

За десятки миллионов лет до страшного извержения Везувия, которое погребло древнеримский город Помпеи под тоннами вулканического пепла, похожая участь постигла и группу динозавров.

Благодаря этому, знаменитый протархеоптерикс ? динозавр с перьями и близкий родственник археоптерикса, самой первой птицы, известной ученым, ? сохранился практически в целости и сохранности.

Вулкан, заставший врасплох крылатого динозавра 120-130 млн лет назад, предоставил в распоряжение ученых практически целый скелет этого пернатого существа.

Останки, обнаруженные на северо-востоке Китая, коренным образом изменили наши представления о динозаврах. Ведь оказалось, что родственники велоцирапторов и тираннозавров были покрыты перьями, подобно птицам. На месте раскопок были также найдены обугленные остатки мягких тканей древних видов млекопитающих и цветущих растений.

Микрофотографии тонких сечений останков демонстрируют наличие волнистых абразивных ям и трещин, являющихся свидетельством смерти при экстремально высоких температурах

©Baoyu Jiang

Теперь Баою Цзянь из Нанкинского университета и его коллеги выяснили, по какой причине останки древних видов так хорошо сохранились. Им удалось доказать, что слои углерода на костях животных ? это обугленные ткани, а конечности скелетов согнуты таким образом, как будто их обладатели были завалены горячим пеплом.

Останки мелкого динозавра пситтакозавра и двух птиц конфуциусорнисов

©Baoyu Jiang

Реймонд Роджерс из колледжа Макалистер в штате Миннесота считает, что заключения его китайских коллег верны.

Когда ископаемые останки животных обнаруживают в такой изумительной сохранности, как в случае «фауны Жэхэ», обычно объяснение этому ? чрезвычайные обстоятельства, как, например, извержение вулкана.

? Реймонд Роджерс, колледж Макалистер, штат Миннесота

Дэвид Эберт из Королевского музея Тиррелла в Канаде согласен со своим американским коллегой, однако предупреждает, что выводы китайских палеонтологов были сделаны на основании изучения лишь 14 окаменелостей. Возможно, существовали и другие факторы, способствующие консервации ископаемых останков, как предупреждает ученый.