16 марта
Михаил Орлов
1 004

Перед великим вымиранием рядом с динозаврами жила древняя мягкотелая черепаха

3.1

Палеонтологи описали новый вид так называемых мягкотелых черепах, который обитал бок о бок с тираннозаврами и трицератопсами в самом конце мезозойской эры. Вновь открытая рептилия относится к роду Hutchemys, который, в отличие от своих современников-динозавров, успешно пережил катаклизм, обозначивший начало новой кайнозойской эры.

Hutchemys walkerorum плавает по соседству с динозаврами
Hutchemys walkerorum плавает по соседству с динозаврами / © Sergey Krasovskiy

Ученым удалось описать новый вид древних черепах — Hutchemys walkerorum. Животное обитало на территории современной Северной Дакоты (США) 66,5 миллиона лет назад, непосредственно перед погубившим всех динозавров великим вымиранием.

Ранее палеонтологи уже знали ряд видов того же рода Hutchemys, однако имели об этих животных довольно смутные представления. Новый образец позволил разобраться с эволюцией не только этого рода, но и целого ряда его родственников из группы так называемых мягкотелых черепах (Trionychoidea). Эти животные отлично приспособлены к водному образу жизни: панцирь имеет обтекаемую форму и покрыт кожей, а конечности способны к гребным движениям.

В экосистемах мелового периода соседями Hutchemys walkerorum были такие «звезды» мезозоя, как тираннозавр и трицератопс. Однако на рубеже эр — мезозойской и продолжающейся по сей день кайнозойской — великое вымирание стерло с лица Земли всех динозавров, прочих крупных рептилий и множество других видов. В то же время черепахам рода Hutchemys удалось дожить до кайнозоя — с тем лишь, однако, чтобы вымереть в палеоцене, несколько миллионов лет спустя.

Новая находка помогла понять, как на этих черепахах сказалось исчезновение многих соседей в процессе вымирания. Этим заинтересовался Стивен Ясински (Steven Jasinski), который недавно получил ученую степень в области наук о Земле и окружающей среде в Университете штата Пенсильвания (США).

Любопытно, что эти мезозойские пресмыкающиеся похожи на современных черепах с мягким панцирем. Однако их пластрон — брюшной щит панциря, который образован сросшимися костями — был крупнее и прочнее.

Ученые отнесли род Hutchemys к особой небольшой группе под названием Plastomenines. Ее представители процветали начиная с мелового периода и до палеогена, то есть 50-80 миллионов лет назад. Несколько представителей Hutchemys описаны в отложениях конца мелового периода и единственный — самый поздний — известен из эоцена. Наибольшего разнообразия древние мягкотелые черепахи достигли как раз в то время, когда произошло великое мел-палеогеновое вымирание.

«До недавнего времени мы не слишком хорошо разбирались в этих черепахах, — поделился Стивен Ясински, один из авторов новой статьи в Cretaceous Research. — Однако сейчас все больше узнаем об этой вымершей группе и лучше понимаем их эволюцию, в том числе то, как им удалось выжить во время массового вымирания».

Стивен и его коллеги изучают окаменевший образец Hutchemys walkerorum, который представляет собой фрагмент карапакса — спинного щита панциря черепахи, образованного сросшимися выростами костей. Окаменелость извлекли из породы еще в 1975 году на территории Северной Дакоты. Любопытно, что та же экспедиция обнаружила и останки трицератопса, так что оба вида рептилий вполне могли довольно буквально быть и соседями, и современниками.