08.04.2022
Михаил Орлов
4 080

Последний день мезозоя и первые жертвы метеорита

5.9

Пронзенная куском древесины окаменевшая черепаха, рыбы с осколками в жабрах и погребенные в собственных норах млекопитающие — вот всего несколько первых жертв Чиксулубского метеорита. Все они обнаружены близ Таниса в Северной Дакоте и ярко иллюстрируют самый первый этап великого вымирания.

Трагедия в Танисе по версии художника
Трагедия в Танисе по версии художника / © BBC News

Из года в год мы все больше узнаем о причинах великого вымирания, положившего конец мезозойской эре и господству динозавров на Земле. Нет сомнений, что главную партию в этой трагедии сыграл огромный Чиксулубский метеорит. Его падение привело к каскаду глобальных последствий для Земли и ее населения. Некоторые из них были растянуты во времени, но для живших достаточно близко к эпицентру удара он обернулся мгновенной драмой, которая, словно печально известные Помпеи, хорошо сохранилась в горных породах.

Считается, что роковой метеорит имел в поперечнике примерно 12 километров и упал в море близ полуострова Юкатан, на расстоянии целых трех тысяч километров от Таниса, места раскопок в Северной Дакоте (США). Несмотря на это, фатальные последствия для местных жителей наступили сразу же.

«Мы видим здесь множество деталей, которые помогают восстановить последовательность событий, словно наблюдая эту сцену в кино, — говорит Роберт ДеПальма (Robert DePalma), руководитель раскопок и аспирант из Манчестерского университета (Великобритания). — Ты смотришь на срез породы, видишь окаменелости и словно сам переносишься в тот день».

Относящиеся ко времени падения окаменелости представляют собой настоящий хаос. Разрушенные фрагменты тел животных и растений, обитателей реки и ее берегов оказались перемешаны и смыты потоками речной воды — это сотворило чудовищное землетрясение.

Среди прочих жертв того страшного дня палеонтологов особенно заинтересовали останки осетровых рыб, живших в местной реке. В их жабрах застряли небольшие частицы, которые оказались сферулами. Они образовались из расплавленных взрывом чудовищной силы горных пород, пролетели тысячи километров и лишь затем упали в воду.

Химический анализ и радиоизотопное датирование дали понять: они действительно попали сюда в момент падения метеорита. Две из этих сферул содержат остатки древесной смолы, а также материал внеземного происхождения.

Нога погибшего Thescelosaurus © BBC News

«Когда мы заметили, что внутри этих маленьких стеклянных шариков, сферул, есть какие-то включения, мы изучили их химический состав с помощью рентгеновского синхротрона Diamond, который находится неподалеку от Лондона», — рассказал профессор Фил Мэннинг (Phil Manning), научный руководитель Роберта ДеПалма. Ученые убеждены: в жабры этих рыб попали и частицы самого метеорита.

По соседству с несчастными рыбами есть множество других жертв той трагедии, превратившихся в ее же монументы. Недавно ученые узнали, что падение пришлось на весну — время, когда все живое готовилось к очередному долгому теплому сезону, одному из тех, какие видело в мезозое много миллионов раз.

Здесь же, в Танисе, ученые наткнулись на огромную редкость — яйцо птерозавра с оставшимся внутри зародышем. Черепаху, убитую деревянным расщепом. Сорванную с трицератопса кожу. Отдельную криминалистическую задачу поставила перед палеонтологами оторванная нога.

«Это тесцелозавр. Он принадлежит к группе динозавров, остатки кожи которых мы ранее не находили, и этот образец очень убедительно показывает, что они были покрыты развитой чешуей — как у ящериц, — рассказал другой ученый и профессор Пол Барретт (Paul Barrett). — У них не было перьев вроде тех, что имели их хищные современники».

Палеонтологи предполагают, что конечность тесцелозавра оказалась вырвана мгновенно. На ней не осталось никаких следов болезней или зубов падальщиков.

Озираясь на всю трагическую картину в Танисе, палеонтологи делают вывод о том, что все найденные животные погибли почти одновременно.