26 июля
Михаил Орлов

Обнаружен докембрийский предок современных медуз и кораллов

3.2

Палеонтологи описали новый протерозойский организм Auroralumina attenboroughii, который, скорее всего, был предком современных животных из типа стрекающие. Находка сделана на территории Чарнвудского леса в Англии, где более 70 лет назад началась история изучения загадочных существ эдиакарского периода.

Эдиакарское стрекающее Auroralamina attenboroughii
Эдиакарское стрекающее Auroralamina attenboroughii в представлении художника / © Simon Harris, Rhian Kendall

Обитателей морей эдиакария, последнего периода протерозойской эры (635-539 миллионов лет назад), можно назвать предшественниками жизни в современном виде. Эти причудливые и загадочные существа имели особый тип симметрии, иначе взаимодействовали друг с другом и были настолько странным, что не всех их можно уверенно отнести к животным, грибам или растениям. Лишь после окончания эдиакария началась быстрая эволюция с появлением ныне живущих типов животных и современных экосистем — так называемый кембрийский взрыв.

История изучения эдиакарцев берет свое начало с Роджера Мэйсона, 15-летнего подростка из Англии, который в 1957 году отправился в Чарнвудский лес с друзьями и обнаружил отпечаток чарнии (Charnia masoni), похожей на плетеный лист. Это было очень важное открытие, позволившее описать первое существо из того далекого времени.

Прошло более 70 лет, а Чарнвудский лес в графстве Лестершир (Великобритания) продолжает преподносить палеонтологам сюрпризы из эдиакария. На сей раз им удалось обнаружить и описать новый вид и род протерозойских животных — Auroralumina attenboroughii, что в переводе с латинского означает «свет зари Аттенборо». Сэр Дэвид Аттенборо — натуралист и ветеран просвещения на британском телевидении, которого уместно сравнить с российским Николаем Дроздовым.

Аурораламина обитала в эдиакарских морях 562-577 миллионов лет назад. Это был колониальный полип размером до 20 сантиметров с дихотомическим ветвлением, прятавшийся в твердые органические покровы четырехугольной в сечении формы. По-видимому, наружу торчали лишь многочисленные тонкие щупальца. Авторы предполагают, что ими животное вылавливало из окружающей воды фитопланктон, протистов и, вероятно, только что возникший тогда зоопланктон.

Щупальца аурораламины сильно напоминают те, что имеются у современных стрекающих вроде медуз и коралловых полипов. Палеонтологи предполагают, что именно к ним следует относить новый вид, а точнее — к кроновой группе типа стрекающие, то есть той части их эволюционного древа, которая имеет ныне живущих потомков.

Детали строения Auroralumina attenboroughii / © F. S. Dunn et al.

Реконструкция эволюции стрекающих на основе их геномов предполагает очень древние корни. Вероятно, две крупные группы этих существ — Medusozoa и коралловые полипы Anthozoa (аурораламина напоминает скорее их) — разошлись еще до начала эдиакария в криогении. Именно тогда, по предположениям геологов, произошло глобальное оледенение и Земля надолго превратилась в «планету-снежок».

Ранее из эдиакарских отложений извлекали других предполагаемых стрекающих: Corumbella sp., Wutubus sp. и Haootia sp. Они мало похожи на знакомых нам животных этой группы, но в случае аурораламины все иначе.

«Перед нами — первое железобетонное свидетельство об организме из докембрия, который напоминает современных существ. Это означает, что «детонатор» кембрийского взрыва на самом деле сработал задолго до его начала», — образно подводит итоги своей работы доктор Фил Вилби (Phil Wilby) из Университета Лестера (Великобритания), один из авторов новой статьи в Nature Ecology & Evolution.