21 сентября
Михаил Орлов

Докембрийская водоросль помогла описать эволюцию первых растений

4.9

Палеонтологи обнаружили новый вид одноклеточной многоядерной водоросли Protocodium sinense, которой более полумиллиарда лет. Образец исключительно хорошо сохранился, что позволило точно описать его трехмерную структуру и систематическое положение и тем самым дополнить эволюционную историю царства растений.

Изображения (слева направо): поверхности Protocodium sinense, среза внешнего слоя клетки и центральных трубочек / © Cédric Aria

Эдиакарский период окончился 541 миллион лет назад и обозначил смену двух эр. Он завершил собой протерозой — исключительно долгую эру истории Земли, которая тогда была населена микробами и причудливыми организмами, непохожими на все последующее население планеты. На смену протерозойской пришла палеозойская эра, и жизнь приобрела более современный, узнаваемый облик.

Мы по-прежнему мало знаем и еще меньше понимаем, что за существа населяли эдиакарскую Землю и как они соотносятся с более поздней жизнью. Однако сейчас палеонтологи все чаще находят в отложениях того времени нечто узнаваемое. Так, авторы новой публикации в BMC Biology обнаружили на юге Китая в породе возрастом 541 миллион лет (относится к свите дэнъгин) окаменелость водоросли, которую назвали Protocodium sinense — представитель впервые описанного вида и нового рода.

В первый раз столь древнюю зеленую водоросль (отдел Chlorophyta) нашли в такой хорошей сохранности. Ученые при помощи электронной и рентгеновской микроскопии даже смогли воссоздать ее трехмерную структуру: это была одна гигантская клетка с множеством ядер — такое строение связано с тем, что после деления дочерние клетки не отделялись друг от друга. Заметны даже отдельные переплетенные трубочки в центре окаменелости.

Изображения Protocodium sinense, полученные при помощи А) электронной микроскопии; B-D) рентгеновской томографии / © Cédric Aria

«Протокодиум принадлежит к ранее известной группе зеленых водорослей и имеет неожиданно современное устройство. Это означает, что разнообразие данных водорослей возникло в процессе эволюции еще до окончания эдиакарского периода, — рассказал один из авторов статьи, Седрик Ариа (Cédric Aria) из Канады. — Это открытие проливает свет на происхождение всего царства растений и позволяет дать знакомое название организму, который жил еще до кембрийского взрыва, более полумиллиарда лет назад, когда первые экосистемы современного типа только возникали».

Дело в том, что «Protocodium» в переводе означает «первичный кодиум» — это подчеркивает и сходство, и родство необычайно древней водоросли с современным родом Codium из класса ульвофициевые. Такие водоросли и сейчас нетрудно обнаружить во многих морях.

Хотя окаменелые зеленые водоросли находили и ранее (ученые уверены, что они имеют возраст до одного миллиарда лет), определить их точную структуру и систематическую принадлежность удалось впервые.

Поскольку находка приходится родственником тем зеленым водорослям, от которых произошли все наземные растения, она также помогла разобраться с их происхождением.