Редакция Naked Science
32 643

Может ли Вселенная обладать сознанием с точки зрения науки

4.0

С давних времен люди приписывали природным явлениям волю богов, придавали им характеристики и личности. Сегодня ученые, исследующие вопрос сознания, пытаются понять, присуще ли оно только отдельным субъектам или Вселенной в целом.

мозг

Вопросы о том, что такое сознание и откуда оно возникает, занимали сообщества по всему миру с тех пор, как люди научились строить предположения. Сегодня же этим вопросом занимается все больше и больше физиков, когнитивистов и нейробиологов.

Сегодня на эту тему существуют две основные теории. Первая — материализм. Это понятие о том, что сознание происходит из материи, в нашем случае — посредством работы нейронов в мозге.

Если убрать из этого уравнения мозг, то сознание просто перестанет существовать. Традиционно сложилось, что ученые в большинстве своем решительные материалисты. Но это привело к тому, что они наткнулись на ограничения материализма. Если задуматься над пропастью между Общей теорией относительности и квантовой механикой или принципом неопределенности Гейзенберга, то быстро проявляются все несоответствия.

Вторая теория — дуализм души и тела. Пожалуй, чаще всего этой точки зрения придерживаются в религии и разного рода духовных практиках. Согласно этой теории, сознание отдельно от материи. Оно часть другого аспекта личности, который в религии называют душой.

Однако есть и третья точка зрения, набирающая популярность непосредственно в научных кругах, — панпсихизм. Согласно этой идее вся Вселенная наполнена сознанием. Сегодня некоторые ученые продвигают эту гипотезу, она уже стала предметом горячих споров. Если быть совсем уж откровенными, то панпсихизм напоминает то, что индуисты и буддисты называют Брахманом —вселенским богом-абсолютом, частью которого является все сущее. В буддизме, например, единственное, что на самом деле существует, — это сознание. Об этом непосредственно говорит известный дзенский коан: «Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?» То есть необходимо понять, что все, что мы испытываем, фильтруется и интерпретируется нашим разумом. Без него — или как минимум без сознания, которое бы ее наблюдало — Вселенной попросту нет. В некоторых физических кругах придерживаются теории некоего поля протосознания.

В квантовой механике у частиц нет определенной формы или точного местонахождения до тех пор, пока их не наблюдают или измеряют. Стало ли это результатом работы протосознания? Физик и философ Джон Уилер считал, что это возможно. Именно он придумал термин «черная дыра». С его точки зрения, все частицы материи содержат немного сознания, которое они впитывают из этого поля протосознания.

Квантовая волновая функция в представлении художника. Волновая функция – это ключевое математическое выражение, описывающее квантовомеханические физические системы. Вплоть до проведения измерения или наблюдения частица находится в состоянии суперпозиции, не имея конкретной позиции или формы / © Adam Becker

Он назвал свою теорию «антропным принципом участия», согласно которому человек-наблюдатель — ключевая фигура в процессе существования. Об этом Уилер говорил так: «Мы участвуем в создании не только того, что находится недалеко от нас, но и далекого, и давнего». С этой точки зрения, как и в буддизме, ничего не существует до тех пор, пока для его постижения не появится сознание.

Нейробиолог Кристоф Кох из Института Аллена мозговой науки — также сторонник идеи панпсихизма. Кох утверждает, что это единственная теория сознания на сегодня, которая говорит об уровне осведомленности о себе и мире. Биологические организмы сознательны, потому что при столкновении с новой ситуацией могут изменить свое поведение, чтобы справиться с ней. Доктор Кох намерен измерить уровень сознания, содержащийся в каком-либо организме.

Он планирует провести несколько экспериментов на животных. В одном из них доктор хочет подсоединить мозги двух мышей друг к другу. Так он намерен посмотреть, будет ли в итоге информация передаваться между ними. Станет ли в какой-то момент сознание одной смешанной, интегрированной системой? Если эксперименты пройдут успешно, Кох может попытаться соединить мозги двух людей.

Британский физик Сэр Роджер Пенроуз также придерживается идеи панпсихизма. В 1980-х Пенроуз предположил, что сознание существует на квантовом уровне и расположено в синапсах мозга. Он неоднократно связывал некоторые механизмы квантовой механики с сознанием.

Тем не менее доктор Пенроуз не готов называть себя панпсихистом. Как он сам говорит: «Законы физики порождают сложные системы, а эти сложные системы приводят к сознанию, которое затем порождает математику, которая затем может кратко и вдохновляюще кодировать самые основополагающие законы физики, которые ее породили».

Физик Грегори Матлофф из Технологического колледжа Городского университета Нью-Йорка утверждает, что у него есть предварительные доказательства, показывающие, что панпсихизм как минимум не невозможен. В интервью NBC News он заявил: «Это все очень спекулятивно, но мы можем это проверить и либо подтвердить, либо опровергнуть».

В 2006 году физик-теоретик Бернард Хайш предположил, что сознание производится и передается через квантовый вакуум или попросту пустое пространство. Любая система, обладающая достаточной сложностью и создающая определенный уровень энергии, может генерировать или транслировать сознание. Доктор Матлофф связался с немецким физиком и предложил провести наблюдательное исследование, чтобы проверить это.

Они изучили эффект Паренаго, согласно которому более холодные звезды (вроде Солнца) вращаются вокруг центра Млечного Пути быстрее, чем более горячие. Некоторые ученые считают, что это связано с взаимодействием с газовыми облаками. Матлофф принял иную точку зрения и описал ее в статье для журнала Journal of Consciousness Exploration and Research.

Джеты из более холодных звезд могут быть сознательным действием / © NASA Goddard Space Flight Center/Wikimedia Commons

В отличие от горячих звезд, холодные могут двигаться быстрее благодаря «испусканию однонаправленного джета». Такие звезды испускают джет на ранних стадиях своего образования. Матлофф предполагает, что это может быть случаем сознательного манипулирования звездой своей массой для того, чтобы набрать скорость.

Данные наблюдений показывают надежную закономерность во всех случаях наблюдения эффекта Паренаго. Если бы дело было во взаимодействии с газовыми облаками в соответствии с нынешней теорией, у всех облаков был бы разный химический состав, который бы влиял и на работу взаимодействующих с ними звезд. Так почему все они ведут себя одинаково?

Несмотря на то что этих данных недостаточно для разработки точной теории, телескоп Gaia Европейского космического агентства (ЕКА), миссия которого заключалась в картографировании звезд, возможно, сможет предоставить больше данных, которые либо упрочат, либо ослабят эту идею. В то же время доктор Матлофф утверждает, что наличие поля протосознания может служить заменой темной материи.

Темная материя, предположительно, составляет около 95% Вселенной, хотя ученым пока не удалось ее зарегистрировать напрямую. Так, если допустить что сознание — это свойство, возникающее на субатомном уровне при взаимодействии частиц друг с другом, — то как эти крохотные кусочки сознания собираются воедино?

Нейробиолог и психиатр Джулио Тонони из Висконсинского университета в Мэдисоне предлагает несколько другой взгляд на панпсихизм — теорию интегрированной информации. Согласно этой идее, сознание — явление с реальным физическим расположением где-то во Вселенной. Мы просто пока не обнаружили его. Возможно, это небесное тело излучает сознание — подобно тому, как Солнце излучает свет и тепло.

Доктор Тонони даже предложил метрику для измерения количества сознания у чего-либо. Единица измерения называется фи. Это мера того, насколько существо может управлять собой и объектами вокруг. Теория отделяет интеллект от сознания, которые зачастую считаются одним и тем же.

Взять, например, искусственный интеллект. Он уже может дать фору людям в выполнении разнообразных задач. Но у ИИ нет собственной воли. Суперкомпьютер, способный каким-либо образом повлиять на мир за рамками команд разработчика, можно будет считать сознательным. Многие футуристы — от Рэя Курцвейла до Илона Маска — убеждены, что примерно в ближайшие десять лет такой день настанет, а нам стоит быть готовыми.

Вы теряете причинно следственную связь Мы продукт эволюции вселенной по законам физики и квантовой механики И мы состоим из тех же элементом что и она, мы не живем в ней мы и есть ВСЕЛЕННАЯ Я не понимаю причины вашей сепарации ? Разве это так сложно осознать , все же лежит на поверхности Физика и материя существовала до появления жизни , а жизнь существовала до появления сознания Сознание это продукт постепенного наращивания " вычислительных мощностей " в мозгу из высокой конкуренции в прошлом нашего вида и частой нужды приспосабливаться к новым условиям жизни Мы просто идем по рельсам физики на трамвае технологий просто констатируя научные факты который нами же и движут , и по другому не как Законы физики уже были, нам прост нужно их открыть и доказать себе же Мы не чего не произвели и не создали по сути, мы просто видоизменяем материю для все более эффективного рассеивания энергии ( ускоряем энтропию) И для размышлений вам : почитайте про волновую функцию, про распространение звуковых волн, радио и гравитационных и потом сопоставьте с такой музыкальной дисциплиной как гармония
    23.06.2021
    Сопоставили. )) Будучи имея первое музыкально образование, второе как подспорье программирование. Ваш комментарий ближе всего к моему ответу на этот вопрос. Детерминированность как причинно следственная связь и сухо математический научный ответ само собой. Но есть все же сфера субъективного личного опыта. Все бы ничего и эта схема вроде бы сходится. Рекапитуляция в морфологии биологии и все открытия о работе мозга и двойственность частиц и т.д. Но изучая сны и ставя собственные эксперименты с осознанными сновидениями. Все больше сомневаюсь по крайней мере. Что сознание есть продукт деятельности непосредственно мозга. Тут либо оно транслируется в готовой форме. В виде той же волны. И мозг в данном случае является всего лишь приемником. Или как наряду по аналогии с сервером/клиентом. Потому как в базе памяти моего мозга и из личного опыта с детства. То что иной раз генерируется в снах. Сомневаюсь что на это способен мой мозг. Потому как большая часть из этого. Не входит в базу моих размышлений, знаний, интересов и переживаний. И в большей степени является для меня чуждым. Хотя вроде бы нам должно снится наш дневной опыт, пусть даже с абстрактными флуктуациями. Но тем ни менее. По этому в религии я придерживаюсь строгого атеизма. А вот в науке скорее всего агностицизма. И природу сознания нашего и любого другого нам еще изучать и изучать.
      16.06.2023
      Сознание это и есть механизм дополнительной детерминации к естественным механизмам. Для этого используется мышление. Но и в технике: сознание создало летающие аппараты тяжелее воздуха. Ь Т.е улучшение качеств естественной детерминации. Но также. Если естественная детерминация не выгодна ( неблагоприятна целям) , то сознание способно организовать и блокирование естественной. Т.е у сознания возможна детерминация вопреки естественной детерминации. Причем предвидения во времени , когда естественная детерминация ещё не стала действовать. Сознание привинтивная детерминация. Если конечно , считать за детерминацию только естественную. То детерминация созданная сознанием отвергается. И нужны какие то доводы чтоб компенсировать наблюдаемые проявления отвергнутого. Например привлекать "физический индетерминизм" неопределенности квантовых состояний или их взаимодействий чтоб "объяснить" проявления сложного эволюционного конфликтного привинтивного детерминизма созданного сознанием в не менее сложной конфликтной социальной среде.
    16.06.2023
    Короче. У материи есть иерархия ее организации. В физике ,химии , биологии , космологии , технологиях и т.д везде сложная организация соответствует сложным, надстроечным уровням материи. И тут вдруг предлагают низшим уровням обладать высшими функциональными способностями. И напрашивается вывод из рассуждений о "панпсихизме" . Либо сознание не столь уж сложно по функциональности. Либо сознание имеет исключение среди всех возможных иерархий организации. Механизм этого исключения не обоснован. Исключение гипотеза "панпсихизме" и прочие спекуляции о "сознании" же скорее это "желательное" чтоб красиво и просто выглядело "объяснение" необъяснимого. Однако. Уровень организации материи которые физики именуют как "струны" или другой объект " физический вакуум" весьма сложны , имеет свои иерархии. Вот только эти уровни организации не получили надстроек в иерархии наблюдаемой материи. Тем не менее, не исключено возникновение форм сознания в этих сложных иерархических структурах. Насколько эти формы могли повлиять на возникновение вещественной материи ее иерархий и затем человеческого сознания? Мы их непосредственно не наблюдаем эти уровни , именно потому что они не влияют на конкретные формы организации в вещественном мире. Следовательно , скорее достоверно выглядит гипотеза о независимости возникновения наблюдаемой, т.е человеческой формы сознания от возможных непосредственно ненаблюдаемых форм.
если принять как аксиому бесконечность пространственно временного континуума то возможно всё...
Удивительное рядом, но оно запрещено. В статье выше какой то винегрет, набор разных текстов. На мой субъективный взгляд, конечно.
Sharapov Ник
09.12.2019
Никто не задумывался почему работает солнце миллионы лет и не гаснет...и почему каждые 11 лет идут всплески активности до очень просто . его дозаправляют .если бы этого не делали оно бы уже давно перегорело.но нам это узнать неподвластно и знать ненужно .чем люди больше знают тем больше они себя уничтожают.живите и радуйтесь жизни .а тет лезут во все дырки как затычки........
    Bulat
    18.03.2020
    Чувак, тут вопрос почему не уместен) все эти всплески и миллионы лет - это всего лишь физика. А почему оно горит именно для нас, так оно и не для нас горит, это мы благодаря этому смогли появиться. В другом месте нет такого солнца, там нет и таких как мы
21.04.2019
человек есть создание и часть Вселенной и на данный момент - единственный известный человеку вид, могущий эту Вселенную осознавать. Стало быть, ее самосознание и самопознание.
Renics Nikoroc
02.04.2019
(В 1980-х Пенроуз предположил, что сознание существует на квантовом уровне и расположено в синапсах мозга) Правильно маркует британец я то знаю где оно у меня сидит.
Занятная статья))) Но приводя постулаты буддизма они забыли об одном буддистском постулате - "Вселенная - это оборотная сторона нашего сознания" Буддистский йогин Тилопа открывал своё тело как дверь и внутри него плыли звёзды и галактики. Будда закрывал и открывал глаза и оказывался на другой планете. То есть можно сказать о силе сознания, о его влиянии, о широте его распространения. То есть туда куда достигает твоё сознание, то туда ты и можешь переместиться. А если вся вселенная наполнена твоим сознанием то ты можешь перемещаться по всей вселенной. В мире много умных людей, интеллектуальных людей - но больше всего добиваются те у кого наиболее развитое и сильное сознание. Чем больше у тебя сознание - тем большим количеством вещей, людей, денег ты можешь управлять))) - а можешь вообще не управлять. Потому что если у тебя сильное и большое сознание ты вообще можешь всё отпустить и ни во что не вовлекаться, т.е другое сознание не сможет тобой управлять и ты становишься по настоящему свободным. Потому что пока у нас слабое сознание, мы как вода - нагрели нас - мы испарились, подул ветер нас понесло, ударил мороз мы замёрзли - и поэтому мы не свободны. Тут наверно уместно вспомнить Канта и Шопенгауэра. Сознание это некий энергетический квантовый поток - именно поток в котором есть три основных вихря + 51 ментальный фактор. Эти вихри могут объединяться и действовать сообща, а могут вступая во взаимодействие с разными ментальными факторами - вызывать противоречивые желания и даже бороться с самим собой. Разрывая нас на части и порождая так называемых демонов. И все наши страхи и сомнения это борьба этих энергетических вихрей которые задействуют разные ментальные факторы. Например один вихрь - может использовать ментальный фактор - Любовь, второй - страсть или похоть, а третий дружбу или ненависть. Примените это к своей девушке и посмотрите что вы больше хотите - Любить, иметь, пользоваться, дружить, ненавидеть или забыть)))
    16.06.2023
    Отождествлять "сознание" с "вихрями" имеющими материальный образ это вульгарный , примитивный материализм. Однако насчёт "применения к своей девушке" это очень точно! +1
>> В некоторых физических кругах придерживаются теории некоего поля протосознания. Не теории, а фантазии. Вот когда будете точно понимать, что именно такое сознание, тогда и вопрос снимется, станет ясно, что нужно, чтобы обладать сознанием. А до этого все рассуждения про сознание - философический треп.
    05.04.2019
    В науке есть понятие - гипотезы. Что касается точного понимания наукой рассматриваемых вопросов, то это вы неверно понимаете средства и задачи науки. Обычно наука познает мир методом последовательного приближения к истине с помощью постепенного исследования и подтверждения именно этих гипотез, которые вы вульгарно назвали фантазиями. Да, по всей видимости абсолютная истина недостижима и науке суждено будет всегда оставаться от нее на расстоянии. Но, все же, лучше двигаться к ней, чем подпирать церковный забор. . Философия же НЕ просто тоже наука, причем древнейшая, она фундамент всем остальным наукам. НЕ знаю ни одной другой науки, которая бы была так тесно связана со всеми остальными. Прекрати существовать философия - перестанут существовать загадки и парадоксы в других науках, их просто никто НЕ увидит. Движение наук умрет.
      16.06.2023
      Философия есть искусство и наука задавать "умные вопросы" не ставя задачу на них тут же ответить. Это ставится задача для не философских наук. В этом смысле каждый учёный задающий "умные вопросы" самому себе хоть отчасти - философ. Кстати и любой человек озадачивщий себя не актуальными задачами тоже философ. В религии немало неактуальных задач ставится , следовательно, и в религиозном мышлении есть необходимое место для философии. Научная философия отличается от ненаучной, тем что использует методы и инструменты познания совместимыми с методами и инструментами познания не философских наук. Абсолютной истины не существует , так как "истина" есть абстракция в сфере познания которую греки называли " ноумен" , проверяемой на практике в сфере "феномен". Феномены бесконечные в своей уникальности поступенно постигаемое в познании. А любая абстракция конечна. "Истина" есть ограничение необходимое для того чтобы в конечной абстракций охватить существенное в бесконечном феномене. Иначе говоря "истина" есть истинное в логическом и практическом (прагматическом , эмпирическом) смысле схватывание существенного. Но существенное для познания прежде всего , лишь отражающее ОДНО из существенного из бесконечного необходимого для бытия феномена. Кроме того, "истина" как и все в "ноумене" всегда обобщает конкретные моменты существования множества возможных в обобщении феноменов. " Абсолютная истина" это тогда абсолютное обобщение что логически бессмысленно даже для предельного обобщения как "универсум".
    16.06.2023
    В этом " философском трепе" упускается главное : сознание есть необходимость для решения жизненных задач. Среди которых задачи воспроизводства. Сознание тоже не есть нечто неизменяемое. Оно как всякая высокая организация- негэнтропия подверженна энтропийный процессам разрушения негентропии сильнее чем физическое разрушение. Следовательно , сознание существует только в процецах воспроизводства себя и для задач воспроизводства организма и среды. Более того , именно механизмы воспроизводства и придают сознанию его уникальные свойства. И все это фундаментальное этими философами игнорируется.
      Вот есть область наработанных автоматизмов, они уже проверены и те, что приводят к позитиву впредь используются, а те, что привели к негативу – игнорируются. Для системы автоматизмов не нужно сознание потому, что оно уже выполнило свою задачу и создало в свое время нужный автоматизм. Другое дело, когда условия изменились и старая привычная реакция по прогнозу признаков новизны предсказывает негатив. Возникает проблема: нужно придумать как действовать в такой новизне, чтобы это после проверки стало автоматизмом. Вот для решения такой проблемы и эволюционировала лобная префронтальная кора мозга. Там – заготовки получения дополнительной информации. Мышление удерживает проблему и решает ее или сразу или оставляет на потом, но не забывает. При удачном решение пишется моторный автоматизм – собственно найденная реакция и пишутся ментальные автоматизмы (автоматизмы хода мышления). Вся такая система была смоделирована в действующем прототипе: fornit.ru/beast После чего все вопросы об адаптивной функциональности сознания и мышления сняты.
В перемкоми языке и мифологии нет понятия ДУША. Есть понятие ЛОВ/ДУХ. И этот дух человеку дает ЕН/БОГ (но это не нынешний современный христианский бог) он в одном лице, и его Сын ПЕРА и дочь солнца Зарянь являются прародителями уральцев. ЕН обитает на небе / ЕН ЭДЖ. Он дает каждому человеку при рождении ЛОВ/ДУХ. А в конце жизни ЕН отбирает этот ЛОВ/ДУХ и человек умирает. Его тело/ШОЙ прячут, а ЛОВ на 42 день провожают к ЕНУ. Лов возвращается на Родину при помощи ЕН ДЗОДЗОГГЕЗ/божьи гуси - это звезды млечного пути. А ЕН обитает там, где находится ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА. Каждый год в СЕМИК/поминальный день весной ДУХИ отпускаются Еном на ЗЕМЛЮ для окормления. И родственники и предки в этот день готовят кушания, которые ел их родственник и несут на могилу, куда прибудет ЛОВ на место спрятанного ШОЯ/тела. Накрывают скатертью могилу и расставляют еду. И говорят: садитесь с нами дедушки и бабушки кушать, ВОШШЭ/окормитесь, с нами вместе. И в знак поминания начинается трапеза, ведь ДУХИ не могут есть сами Их надо окормить живущим людям по памяти. И тихо едят, что и духи с тобой по памяти тоже едят. От земли то Полярной звезды огромное расстояние добираться ДУХАМ, но они прибывают с первыми лучами солнца, и как только первые лучи солнца появляются на столе должно быть все готово и горячая еда. С Этого времени начинается окормление. Фольклор и этнография от науки конечно далеко стоят. Когда читаешь научные статьи приходит мысль, что и научные статьи тоже доказывают правоту предков. Ведь ЛОВ/ДУХ - это мысли, это наше сознание, которое на земле набирается знаний и опыта, а потом ЕН его забирает к себе во вселенную. Как до такой степени додумались наши предки? Ведь у всех народов уральской языковой семьи сходные обычаи.
    05.04.2019
    Если я тут набираюсь опыта, то когда стану Создателем НЕ стану творить существ подобных мерзким людишкам ;-) . И. вообще, сомневаюсь, что решусь на созидание чего-то. А зачем ? Ведь, тот кто НЕ существует НЕ знает о своем несуществовании и НЕ терзается этим. Страдают лишь те, кто воплощен в жизни ... :-(
      16.06.2023
      Страдание есть переживание испытаний в своем опыте. Создатель предпочитает быть "невозмутимым". А значит не страдает на своем опыте. Но христианам захотелось человеческого у Создателя. И они его наделили "страданием". Однако , если точно , то именно "состраданием". У Создателя нет страдания от опыта "греховного существования" , он лишь может сострадать чужому такому опыту. И так у Создателя нет своего собственного опыта страданий. Выходит людей он создал для того чтоб иметь такого рода переживания , недоступные в его личном опыте. Такой вывод можно сделать из свойств наделяемых Создателю. Будет ли Создатель творить "мерзких людишек" в каком нибудь новом Мире? Родители точно знают что их дети принесут им переживания, в том числе страданий. Но они желают иметь детей -- неизбежный источник неизбежных страданий. Ну или вынуждены принять такими как они есть , коль "залетели". :)
    16.06.2023
    "Вторая уральская культура" была родиной многих народов со сходными обычаями и представлениями. Пермский язык относят к "уральской языковой семье". Но во первых любые языки испытывают влияние не своей языковой группы. Во-вторых, неверно отождествлять происхождение менталитета с особенностями происхождения языка. Язык может просто может взаимствоваться , теряя во многом прежний. А менталитет как правило при этом сохраняться , если сохраняется уклад жизни. И наоборот , изменения уклада жизни приводит к скачку качеств менталитета. Язык же при этом отразит эти изменения , приспособиться. Но также сохранит или преобразует языковые средства прежнего менталитета. Лишь с длительным временем существованием и развитием нового менталитета ставшие неадекватными языковые средства "отмирают" и окончательно заменяются комплектом новых средств. Именно комплект средств , а не по отдельности, нужно считать "языком* в строгом смысле. В современном мире все уклады разрушены. Менталитет стал игрушкой политики. А язык предметом спекуляций политиков-националистов игнорирующих истинные законы становления и менталитета и языка. Точнее эти политики есть мракобесы. И их мракобесие пораждает конфликты, как и любое мракобесие.
Берём "бритву окама", режем статью, и от неё остаётся только красивая картинка на привью. Короче - неочем
    Афанасий
    01.04.2019
    с твоей автаркой надо было написать так: Берём "бритву окама", режем статью, и ВЖУХ - от неё остаётся только красивая картинка на привью. Короче - неочем xD
Victor Surits
01.04.2019
Поскольку сознание информационный процесс, ему присущи свойства информации - копируемость, неуничтожимость (можно уничтожить только физический носитель), мгновенность передачи, если брать в пределе (читаем эксперименты с запутанными атомами, по скорости передачи квантово-механической информации между ними) (многие по себе знают, что во сне мы можем оказаться сознанием сколь угодно далеко, и практически мгновенно)
    16.06.2023
    Сознание есть информационный процесс. Это да. Но не всякий информационный процесс имеет функциональность сознания. Кроме того. Информация это сигналы которые имеют интерпретацию в соответствующей перерабатывающей поток сигналов системе для своих нужд. Что касается экспериментов с запутанными квантомеханическими состояниями ( точнее это спины). То упускается из вида , что время на создание запутанной пары это необходимая составляющая в передаче информации. И в суммарной скорости нет превышение скорости света. Превышение лишь в отдельном моменте передачи. При этом этот момент физически не может существовать отдельно, это исключительно артефакт эксперимента. В природе не существует отдельно. Информация также может передаваться выше скорости света в "активных средах" , это не противоречит теории относительности. Чтоб организовать активную среду тоже нужно время. Моя гипотеза, что в экспериментах по запутанным спинарным состояниям создаётся активное состояние пространства. Т.е механизм передачи информации в запутанных состояниях тот же , что в активных средах. А уж о том что во сне/мыслях можно перенестись мгновенно на любое расстояние это полная фантазия. Вообразить можно что угодно. Это не физический перенос. И не перенос информации. Но даже и подготовка воображения требует соответствующего времени.
И вас с 1 Апреля! ;)
Victor Surits
01.04.2019
Что то никто из них так и не дал определение сознания, а уже пытаются его пристегнуть куда угодно. Предлагаю определить сознание, как работу некоторой сложной программы по управлению (в частности, человеком), назовем эту программу душой. Программа способна к самопрограммированию и самоизменению. Как и любая программа, независима от своего носителя. Но для работы (для сознания) и для совершенствования требует наличия тела, которое обеспечивает необходимую для работы диссипацию энергии. Поэтому поиски сознания внутри материальных объектов смешны, как поиски работающей винды в железе остановленного компьютера.
    01.04.2019
    Плюсанул. Вот, только с чего вы решили, что материальные объекты - есть компьютеры остановленные ? Может мы, как раз, согласуясь с вашей идеей, пытаемся разглядеть, что в каждую материю загружены подобные программы, которые наделяют ее сознанием ? А то, как это сознание в материи работает - то ли оно становится в ней автономно после загрузки, то ли обращается к неким вселенским ресурсам, это уже второй вопрос, который совсем НЕ опровергает то, что любой материи могут выделятся некие процессинговые или операционные ресурсы.
      Victor
      02.04.2019
      Там я применил слово остановленного, чтобы подчеркнуть, что не стоит ковыряться в микросхемах, чтобы найти в них работу программы. Потому что это действительно процесс. Возьмём виндоус и забудем , что это люди её развивают. Представим, что она совершенствовуется сама по себе, переползая (реинкарнируясь) на всё более сложное железо. Это будет хорошей аналогией с душой. Это подчеркивает принципиальное различие между духовными, информационными объектами и материальными. По части души можно добавить, что это особый тип программ, который способен к самоизменению, и в соответствии с теорией ДЭИР Верищагина ей для этого необходимы эмоции, а значит и тело. Так что сознание это процесс работы души. Добавлю, что поскольку программы могут работать только на процессах диссипации энергии (компьютер, человек), можно ожидать, что на процессах диссипации ядерной энергии, идущих в звёздах, могут работать программы (жить души) недостижимого для нашего понимания уровня сложности.
    Несколько слов о Сознании человека. Сознание состоит из 7 центров, 34 баз данных, передатчика информации в Подсознание. Сознание имеет объем информации 10 в 45 степени байт. Подсознание имеет объем информации 10 в 225 степени байт.
    23.06.2021
    Ну даже в совсем мертвом ПК на жестком диске можно восстановить информацию. )) И в том или ином виде ее перенести, перезаписать и воспроизвести. Если он не уничтожен физически. И даже проблема не де шифровании и кодировки, типа мол на каком низкоуровневом языке все написано. Но насколько эта вообще программа. И является эта программа продуктом деятельности мозга. Может мозг просто является приемником или браузером в данном случае. И сознание в него транслируется в готовом виде. А это немного иное в природе явление.
Общая схема мышления человека состоит из трех блоков: блок восприятия информации, блок осмысления информации и блок выдачи информации. Автор исследует именно центральный блок этой схемы и приводит доказательства как осуществляется процесс осмысления информации и образования мысли. Исходным положением здесь является то, что осмысление информации, ее понимание происходит в душе человека. Душа человека, в нашем аспекте, понимается как некая совокупность отношений. И в целом мысль трактуется как сочетание времени и пространства, где под пространством подразумевается определенная совокупность отношений или, вернее, динамика отношений за определенный промежуток времени (время, естественно невидимое и измеряемое очень малыми величинами).
    31.03.2019
    "некая совокупность отношений" это какая-то абстракция ни о чем. Чьих отношений ?
      АНАТОЛИЙ
      08.04.2019
      Простите забыл..Вселенная вечна и бесконечна ..А сжатие и прочие взрывы ..это только ЛОКАЛЬНОЕ действие в бесконечности…
      16.06.2023
      Смотрите мой ответ. "совокупность отношений" действительно понимается абстрактно как структура динамического пространства. Структура при этом отражает конкретные отношения в том числе. Например у автора статьи речь шла об отношении горячих и холодных звёзд к орбитальной скорости вращения. У холодных звёзд якобы возникает структура джета придающая им реактивное ускорение.
    АНАТОЛИЙ
    08.04.2019
    Вселенная обладает Информационным полем . Информационное поле создается всем , что есть во Вселенной. Не мы лично обладаем сознанием а мы связаны с Информационным полем Вселенной .. в разной степени подключения.. Как только ученые скажут физическую сущность любого поля..то и поймут , что такое сознание в частности человека...
      08.04.2019
      Ну, не знаю, как там точно с сознанием, разумом, рассудком - здесь все возможно, а, вот, то, что чувство собственного "Я", как ощущение себя в жизни, нам дается именно Вселенной снова и снова, из одной жизни в другую, то это у меня не вызывает никаких сомнений.
        16.06.2023
        Жизнь,по определению, есть вид Воспроизводства. Следовательно , ощущение "Я" жизни , есть интерпретация "Я" воспроизводства. Грубо говоря , во время сна мы прерываем поток восприятия непрерывного воспроизводства. Потому , проснувшись, ощущаем некоторый скачок в воспроизводстве. Иначе говоря , воспринимаем нечто вроде "рождения". Также смена способов воспроизводства организма которая происходит по мере роста организма и смены среды обитания, даёт больший эффект ощущений "рождения". Такой опыт действительного "рождения вновь" обычно людьми не осознаётся. Но может быть почвой для фантазий об инкарнации. Или даже полноценных иллюзий. Типа человек "помнит" свою жизнь прежнего тела. Разумеется опыт такой есть но только своего изменившегося тела. Этот опыт не осознан, или отрицается плюс фантазии о якобе другом теле. Особенно выражено такое отрицание у личностей у которых есть конфликт между "греховным телом" и "идеальной душой". Т.е практически у всех религиозных.
      16.06.2023
      "информационное поле" не описано формально. Следовательно лишь метафора в околонаучных спекуляциях. Современная наука это прежде всего формализация концептуальных положений.
    23.06.2021
    Почему из трех? А как же блок хранения информации. И это к вопросу почему мы не запоминаем сны. Если их специально не записываем.
      16.06.2023
      Доказано что нет специальных структур мозга только для сохранения информации. Следовательно и "блока" нет. Информация сохраняется для конкретных задач обработки информации. Грубо говоря как побочный результат в некоторой обработке. Посколько способы и виды задач обработки информации приблизительно три вида . То и видов памяти столько же. Сны не запоминаются в "исходном состоянии" , точно так же как не запоминаются любые переживания. Переживания это интерпретация отдельной части процессов обработки информации. И в некоторой мере переживание стимулирует те виды обработки , которые дают "пищу" для переживаний. Во сне эта стимуляция проявляется в большой мере. Мы же не запоминаем что мы ели на прошлой неделе!? У детей проблема вспомнить что они ели в садике утром. Нет у них такой жизненной задачи. Не было такой обработки информации чтоб возник побочный продукт памяти.
    16.06.2023
    Физическое пространство динамично. Отношения в пространстве суть его структура. Мысль- охват структуру в некоей построенной над ней структурой. Это в частности- "упорядочение информации" .Это кстати в точности можно описать в абстрактной алгебре. Понимание (центральный блок) можно свести к интерпретациям необходимым для решения различных задач восприятия и воздействия на среду , задач построения "охватывающей структуры". Только человек способен к самоозадачиванию в задачах охвата и задачах развития. Т.е такого охвата , который по времени больше чем необходимо для решения актуальных задач. У "космоса" можно допустить наличие иерархии структур имеющий эффект "охвата" , нечто сходное с "мыслью". Но космос не способен к самоозадачиванию даже на уровне животных. А уж к самоозадачиванию на сознательном уровне тем более не способен. И так. У космоса возможна самоорганизация той же природы что и психика , но только в аспекте самоорганизации структур. У психики есть и другие аспекты, которых нет у космоса. Например, необходимость решать задачи выживания отдельного индивида в конкуренции с подобными индивидами. Панпсихизм это только аналогия. Для этой аналогии нет уровня для самоозадачиванию. Нет и структур для этого. Вот так можно развить вами изложенную концепцию. С которой в целом я согласен.
Хотя из всех подобных теорий я был знаком лишь с теорией Геи Джеймса Лавлока, тем не менее в прошлом году я пришел к тому же заключению, что физик и философ Джон Уилер : "С его точки зрения, все частицы материи содержат немного сознания, которое они впитывают из этого поля протосознания". . Вот, только мне НЕ понятно, как это могло привести его к тому, что "Он назвал свою теорию «антропным принципом участия», согласно которому человек-наблюдатель — ключевая фигура в процессе существования" ? Ведь, если сознание присуще любой материи, то почему все должно крутиться лишь вокруг человека ? А как же, как минимум, животные ?
    16.06.2023
    Меткое замечание +1. Если присуще любой материи, то можно и без человека. Тем более что и животные тоже наблюдатели в определенных отношениях. Антропный принцип же предполагает создание мира как условие для существование человека. Однако словосочетание с "антропным" применяют в лингвистике и других науках о человеке весьма продуктивно и научно обоснованно. Возможно сочетание "антропный принцип участия" был понят слишком вольно , причем и самим философом?
31.03.2019
"Вторая теория — дуализм души и тела" - вы серьёзно? И где же можно почитать о теории души, о её составе, ТТХ, принципах работы. В каких экспериментах создавались и исследовались души? Почему сайт ровняет науку с мракобесием?
    Sergei
    03.04.2019
    Вульгарный технаризм также есть мракобесие. Сознание - субъективный феномен, поэтому чисто объективные методы исследования, которые так любят естественники, для него не годятся. Но это не значит, что нужно его игнорировать и вообще никак не исследовать.
      07.04.2019
      "Сознание - субъективный феномен" Вспомнилась песня: "Есть только миг между прошлым и будущим". Сознание - это то, что связывает прошлое и будущее с текущим моментом. Запутанные частицы, слышали о таких? Будете ли утверждать, что это субъективный феномен? Так вот, текущий момент может быть "запутан", или связан, с прошлым и/или с будущим. Текущее состояние материального может быть связано, зависеть как от прошлого (являться следствием), так и от будущего (иметь некую цель существования). Мера этой связанности и есть сознание. Кстати, в зависимости от доминирующего направления связанности (прошлое или будущее) зависит тип сознания - попробуйте сами назовите что это за типы.
        16.06.2023
        Верно. +1 Связь между " прошлым и будущим" , точнее воспроизводство прошлого в будущее это то чем в частности занято сознание. В том числе , чтоб воспроизвести самого себя.
      16.06.2023
      Сознание действительно феномен , только не "субъективный" , а "субъектный". Субъектное вполне познаваемо "чисто объективными " методами.
    16.06.2023
    "Теория дуализма" это скорее методология или подход в познании отношений материального и информационного. В прежние времена не знали о информационных процессах. А вот до сих пор отождествлять информационные процессы с "душой" это "мракобесие". Тут согласен. +1 Но я не усматриваю , что "сайт ровняет науку с мракобесием". Скорее " мракобесие" как обычно для него стремится придать своим представлениям наукооюразную форму , сохраняя мракобесную суть. Сайт же обсуждает именно форму. Может ли мракобесная форма случайно совпасть с адекватной научной формой? Почему бы и нет. В истории немало таких примеров. Когда мракобесы делали верные догадки при неверной толковании фактов плюс предвзятое искажение фактов. А учёные находили научную интерпретацию и исправляли искажения. Может быть в этом польза сайта?