Может ли Вселенная обладать сознанием с точки зрения науки

Может ли Вселенная обладать сознанием с точки зрения науки

С давних времен люди приписывали природным явлениям волю богов, придавали им характеристики и личности. Сегодня ученые, исследующие вопрос сознания, пытаются понять, присуще ли оно только отдельным субъектам или Вселенной в целом.

universe-as-conscious1

Вопросы о том, что такое сознание и откуда оно возникает, занимали сообщества по всему миру с тех пор, как люди научились строить предположения. Сегодня же этим вопросом занимается все больше и больше физиков, когнитивистов и нейробиологов.

Сегодня на эту тему существуют две основные теории. Первая — материализм. Это понятие о том, что сознание происходит из материи, в нашем случае — посредством работы нейронов в мозге.

Если убрать из этого уравнения мозг, то сознание просто перестанет существовать. Традиционно сложилось, что ученые в большинстве своем решительные материалисты. Но это привело к тому, что они наткнулись на ограничения материализма. Если задуматься над пропастью между Общей теорией относительности и квантовой механикой или принципом неопределенности Гейзенберга, то быстро проявляются все несоответствия.

Вторая теория — дуализм души и тела. Пожалуй, чаще всего этой точки зрения придерживаются в религии и разного рода духовных практиках. Согласно этой теории, сознание отдельно от материи. Оно часть другого аспекта личности, который в религии называют душой.

Однако есть и третья точка зрения, набирающая популярность непосредственно в научных кругах, — панпсихизм. Согласно этой идее вся Вселенная наполнена сознанием. Сегодня некоторые ученые продвигают эту гипотезу, она уже стала предметом горячих споров. Если быть совсем уж откровенными, то панпсихизм напоминает то, что индуисты и буддисты называют Брахманом —вселенским богом-абсолютом, частью которого является все сущее. В буддизме, например, единственное, что на самом деле существует, — это сознание. Об этом непосредственно говорит известный дзенский коан: «Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?» То есть необходимо понять, что все, что мы испытываем, фильтруется и интерпретируется нашим разумом. Без него — или как минимум без сознания, которое бы ее наблюдало — Вселенной попросту нет. В некоторых физических кругах придерживаются теории некоего поля протосознания.

В квантовой механике у частиц нет определенной формы или точного местонахождения до тех пор, пока их не наблюдают или измеряют. Стало ли это результатом работы протосознания? Физик и философ Джон Уилер считал, что это возможно. Именно он придумал термин «черная дыра». С его точки зрения, все частицы материи содержат немного сознания, которое они впитывают из этого поля протосознания.

Квантовая волновая функция в представлении художника. Волновая функция — это ключевое математическое выражение, описывающее квантовомеханические физические системы. Вплоть до проведения измерения или наблюдения частица находится в состоянии суперпозиции, не имея конкретной позиции или формы / © Adam Becker

Он назвал свою теорию «антропным принципом участия», согласно которому человек-наблюдатель — ключевая фигура в процессе существования. Об этом Уилер говорил так: «Мы участвуем в создании не только того, что находится недалеко от нас, но и далекого, и давнего». С этой точки зрения, как и в буддизме, ничего не существует до тех пор, пока для его постижения не появится сознание.

Нейробиолог Кристоф Кох из Института Аллена мозговой науки — также сторонник идеи панпсихизма. Кох утверждает, что это единственная теория сознания на сегодня, которая говорит об уровне осведомленности о себе и мире. Биологические организмы сознательны, потому что при столкновении с новой ситуацией могут изменить свое поведение, чтобы справиться с ней. Доктор Кох намерен измерить уровень сознания, содержащийся в каком-либо организме.

Он планирует провести несколько экспериментов на животных. В одном из них доктор хочет подсоединить мозги двух мышей друг к другу. Так он намерен посмотреть, будет ли в итоге информация передаваться между ними. Станет ли в какой-то момент сознание одной смешанной, интегрированной системой? Если эксперименты пройдут успешно, Кох может попытаться соединить мозги двух людей.

Британский физик Сэр Роджер Пенроуз также придерживается идеи панпсихизма. В 1980-х Пенроуз предположил, что сознание существует на квантовом уровне и расположено в синапсах мозга. Он неоднократно связывал некоторые механизмы квантовой механики с сознанием.

Тем не менее доктор Пенроуз не готов называть себя панпсихистом. Как он сам говорит: «Законы физики порождают сложные системы, а эти сложные системы приводят к сознанию, которое затем порождает математику, которая затем может кратко и вдохновляюще кодировать самые основополагающие законы физики, которые ее породили».

Физик Грегори Матлофф из Технологического колледжа Городского университета Нью-Йорка утверждает, что у него есть предварительные доказательства, показывающие, что панпсихизм как минимум не невозможен. В интервью NBC News он заявил: «Это все очень спекулятивно, но мы можем это проверить и либо подтвердить, либо опровергнуть».

В 2006 году физик-теоретик Бернард Хайш предположил, что сознание производится и передается через квантовый вакуум или попросту пустое пространство. Любая система, обладающая достаточной сложностью и создающая определенный уровень энергии, может генерировать или транслировать сознание. Доктор Матлофф связался с немецким физиком и предложил провести наблюдательное исследование, чтобы проверить это.

Они изучили эффект Паренаго, согласно которому более холодные звезды (вроде Солнца) вращаются вокруг центра Млечного Пути быстрее, чем более горячие. Некоторые ученые считают, что это связано с взаимодействием с газовыми облаками. Матлофф принял иную точку зрения и описал ее в статье для журнала Journal of Consciousness Exploration and Research.

Джеты из более холодных звезд могут быть сознательным действием / © NASA Goddard Space Flight Center/Wikimedia Commons

В отличие от горячих звезд, холодные могут двигаться быстрее благодаря «испусканию однонаправленного джета». Такие звезды испускают джет на ранних стадиях своего образования. Матлофф предполагает, что это может быть случаем сознательного манипулирования звездой своей массой для того, чтобы набрать скорость.

Данные наблюдений показывают надежную закономерность во всех случаях наблюдения эффекта Паренаго. Если бы дело было во взаимодействии с газовыми облаками в соответствии с нынешней теорией, у всех облаков был бы разный химический состав, который бы влиял и на работу взаимодействующих с ними звезд. Так почему все они ведут себя одинаково?

Несмотря на то что этих данных недостаточно для разработки точной теории, телескоп Gaia Европейского космического агентства (ЕКА), миссия которого заключалась в картографировании звезд, возможно, сможет предоставить больше данных, которые либо упрочат, либо ослабят эту идею. В то же время доктор Матлофф утверждает, что наличие поля протосознания может служить заменой темной материи.

Темная материя, предположительно, составляет около 95% Вселенной, хотя ученым пока не удалось ее зарегистрировать напрямую. Так, если допустить что сознание — это свойство, возникающее на субатомном уровне при взаимодействии частиц друг с другом, — то как эти крохотные кусочки сознания собираются воедино?

Нейробиолог и психиатр Джулио Тонони из Висконсинского университета в Мэдисоне предлагает несколько другой взгляд на панпсихизм — теорию интегрированной информации. Согласно этой идее, сознание — явление с реальным физическим расположением где-то во Вселенной. Мы просто пока не обнаружили его. Возможно, это небесное тело излучает сознание — подобно тому, как Солнце излучает свет и тепло.

Доктор Тонони даже предложил метрику для измерения количества сознания у чего-либо. Единица измерения называется фи. Это мера того, насколько существо может управлять собой и объектами вокруг. Теория отделяет интеллект от сознания, которые зачастую считаются одним и тем же.

Взять, например, искусственный интеллект. Он уже может дать фору людям в выполнении разнообразных задач. Но у ИИ нет собственной воли. Суперкомпьютер, способный каким-либо образом повлиять на мир за рамками команд разработчика, можно будет считать сознательным. Многие футуристы — от Рэя Курцвейла до Илона Маска — убеждены, что примерно в ближайшие десять лет такой день настанет, а нам стоит быть готовыми.

Согласно новому исследованию, относительная влажность воздуха от 40 до 60 процентов в помещении способна затруднить трансмиссию SARS-CoV-2. Однако ученые предупреждают, что вирус все еще может передаваться контактным путем и сохраняется на поверхностях предметов.