08.08.2023
Юлия Трепалина
1 167

Отпускной загар навредил полезным бактериям кожи

5.4

Долгое пребывание на солнце во время непродолжительного отпуска вредит полезным бактериям в составе микрофлоры кожи. Это показало исследование ученых из Великобритании.

©Creative Commons / Автор: Sycophanta Duccius

Не секрет, что если люди со светлой кожей получают высокие дозы ультрафиолета в единицу времени, это ухудшает здоровье и повреждает ДНК кожных клеток, приводит к воспалению и фотостарению. Регулярное воздействие УФ-лучей повышает риск развития рака кожи, поэтому врачи настоятельно советуют пользоваться защитными средствами на открытом солнце и не увлекаться такими процедурами «залпово», а получать загар не очень длинными сессиями, значительно разнесенными по времени.

Тем не менее многие, отправляясь на отдых, намеренно стараются посильнее загореть разом, ведь зачастую отпуск весьма короток. Специалисты Манчестерского университета решили оценить, как солнце повлияло на микробиоту кожи реальных отдыхающих. Для этого ученые сравнили бактериальные мазки с кожи добровольцев до недельного отпуска и после него.

Кожа считается самым большим органом человеческого тела. На ее поверхности обитает огромное количество микроорганизмов. Их совокупность принято называть микробиотой или микрофлорой кожи. Взаимодействуя с клетками эпидермиса, они объединяются в сложные сообщества, которые среди прочего защищают кожу от патогенов.

В эксперименте британских исследователей участвовали здоровые жители Северной Европы с белым цветом кожи: 17 женщин и четверо мужчин, средний возраст которых составил 33,2 года. Перед отпуском в солнечные страны минимум на семь дней у всех взяли анализы с кожи. Они показали, что в составе микрофлоры преобладают три вида бактерий: актинобактерии (Actinobacteria), протеобактерии (Proteobacteria) и фирмикуты (Firmicutes). Мазки повторили по возвращении добровольцев из поездок — на первый, 28-й и 84-й день.

С учетом цвета кожи перед отдыхом и интенсивности загара после него участников условно распределили на любителей солнца и тех, кто его избегает. К последним отнесли только шесть человек.

Вне зависимости от разделения, анализы добровольцев показали, что на 28-й день после отпуска у всех значительно уменьшилось разнообразие микроорганизмов кожи по сравнению с исходным уровнем. Кроме того, в мазках у загорелых испытуемых, взятых через день после возвращения из отпуска, наблюдалось снижение количества протеобактерий, которое, правда, со временем восстановилось.

По мнению авторов работы, подобные скачки — тревожный признак, поскольку резкое изменение разнообразия микробиоты может вести к заболеваниям. Например, снижение бактериального разнообразия кожи характерно для дерматита, а колебания в разнообразии протеобактерий — для экземы и псориаза.

Ученые убеждены, что такие исследования необходимо продолжать, привлекая больше участников. Например, нужно понять, почему протеобактерии оказались особенно чувствительными к УФ-излучению и как изменение их разнообразия отражается на здоровье кожи с течением времени. Также стоит изучить возможный защитный эффект для кожи от местного нанесения протеобактерий перед выходом на солнце.