Витамин B3 защитил клетки кожи от воздействия ультрафиолета — Naked Science

Витамин B3 защитил клетки кожи от воздействия ультрафиолета

4.2

Как показал эксперимент итальянских ученых, прием витамина B3 — или никотинамида — за 24-48 часов до выхода на солнце поможет уберечь кожу от пагубного воздействия ультрафиолетового излучения.

Ультрафиолетовое излучение — серьезный фактор риска развития рака кожи / © Getty Images

Воздействие ультрафиолетового излучения (источником которых могут быть как солнечные лучи, так и искусственные источники, например, в соляриях) — важнейший фактор риска развития рака кожи: немеланомного и меланомы. Ультрафиолет повреждает дезоксирибонуклеиновую кислоту, повышает выработку активных форм кислорода (участвуют как в ряде физиологических функций, так и во многих патологических процессах), активирует местное воспаление и истощает клеточную энергию, что приводит к нестабильности генома и гибели клеток.

К немеланомным типам рака кожи причисляют базальноклеточную и плоскоклеточную карциному. Хотя они редко приводят к летальному исходу, хирургическое лечение — вещь не самая приятная. Согласно ученым из Австралии, США и Канады, с 1960-х по 1980-е немеланомные раковые заболевания кожи стали встречаться в два раза чаще: это самые распространенные злокачественные новообразования среди европейцев. В большинстве случав они поражают открытые солнцу участки тела.

Авторы исследования, представленного несколько дней назад на 29-м конгрессе Европейской академии дерматологии и венерологии, показали, что витамин B3 (также известен как никотиновая кислота) может защитить клетки кожи от воздействия ультрафиолета. Коротко о работе рассказывается в пресс-релизе на портале EurekAlert!

Итальянские ученые взяли образцы первичных кератиноцитов кожи человека — основные клетки эпидермиса, содержащиеся в его базальном, шиповатом, зернистом, блестящем и роговом слоях — у пациентов с немеланомным раком кожи. Затем эти клетки обрабатывали тремя разными концентрациями никотинамида — амидом никотиновой кислоты, одной из форм витамина B3 — в течение 18, 24 и 48 часов, после чего подвергали воздействию ультрафиолета.

Как показали результаты, предварительная обработка 25 микромолями никотинамида за 24 часа до УФ-излучения защищала клетки кожи от воздействия окислительного стресса, в том числе повреждений ДНК, индуцированных ультрафиолетом. По словам исследователей, витамин B3 усиливает репарацию ДНК, о чем свидетельствует снижение экспрессии фермента OGG1, который играет в этом процессе важную роль. OGG1 — один из ряда ферментов, восстанавливающих повреждения ДНК, вызванные мутагенами окружающей среды. Помимо этого, никотинамид снижал экспрессию белка iNOS и антиоксидантов, блокировал воспаление, влияя на высвобождение оксида азота и производство активных форм кислорода.

«Наше исследование показало, что увеличение потребления витамина B3, который можно легко найти в нашем ежедневном рационе (печень, куриная грудка, нежирные сорта рыбы, куриные яйца, томаты, картофель, морковь, люцерна, шалфей, щавель, шиповник, одуванчик. — Прим. ред.), защитит кожу от некоторых последствий воздействия ультрафиолета и потенциально снизит частоту развития немеланомного рака кожи. Однако защитный эффект витамина B3 кратковременен, поэтому его следует употреблять не позднее чем за 24-48 часов до выхода на солнце», — рассказала Лара Камилло, сотрудник дерматологического отделения AOU Maggiore della Carità (Новара, Италия).