Ученые описали спектр иммунных реакций пациентов, которые вылечились от Covid-19 — Naked Science

4.4

Исследование китайских ученых также показало, что именно в структуре SARS-CoV-2 может стать главной мишенью для вакцины против него.

Разработка вакцины

Поиском и изучением антител к SARS-CoV-2, которые могут быть использованы в разработке вакцины от Covid-19, сегодня занимаются ученые по всему миру. Кроме того, ранее специалисты выяснили, что тест на антитела поможет отследить подверженность человека заболеванию и подтвердить подозрения на наличие Covid-19, когда другие методы дают отрицательный результат.

Однако медики пока продолжают тестировать различные методики и проверять выводы. Так, в новом исследовании, опубликованном в журнале Cell, группа ученых из Чжэцзянского университета (Китай) и их коллег сообщает, что большинство пациентов, вылечившихся от Covid-19 и выписанных из медучреждений, производят различные уровни антител, специфических к SARS-CoV-2, и Т-лимфоцитов (или Т-клетки иммунной системы — фактически приобретенный иммунитет, способный защитить от цитотоксического повреждающего воздействия на организм).

“Мы имеем ограниченное понимание иммунных реакций, особенно адаптивных, на SARS-CoV-2. Наша работа обеспечивает основу для дальнейшего анализа защитного иммунитета к SARS-CoV-2 и понимания патогенеза Covid-19, особенно в тяжелых случаях. Это также имеет значение при разработке эффективной вакцины против инфекции SARS-CoV-2”, — пишут китайские ученые.

Авторы работы взяли кровь у 14 пациентов, которые недавно вылечились от коронавирусной инфекции, и сравнили их иммунный ответ с реакциями шести здоровых доноров: в частности, оценили уровни иммуноглобулина М (IgM), который первым реагирует на инфекцию, а также иммуноглобулина G. В результате SARS-CoV-2-специфический гуморальный (посредством которого организм защищается от инфекции путем продуцирования антител, которые нацелены на инородный материал в кровотоке, считающийся потенциально опасным) и клеточный иммунитет обнаружили у восьми недавно выписанных пациентов. Другой этап экспериментов — на группе из шести человек, которые покинули больницы за две недели до этого (но остались под наблюдением) — выявил у них высокие титры антител IgG (иммуноглобулины G, белки, которые иммунная система вырабатывает в ответ на проникновение инфекции).

Всего у 13 из 14 участвовавших в исследовании пациентов проявилась нейтрализующая активность в сыворотке крови. При этом между титрами нейтрализующих антител и количеством вирус-специфических Т-клеток авторы работы обнаружили значительную корреляцию.

«Наши данные свидетельствуют о том, что и В-клетки (функциональный тип лимфоцитов, играющих важную роль в обеспечении гуморального иммунитета. — Прим. ред.), так и Т-клетки участвуют в иммунно-опосредованной защите от вирусной инфекции», — говорит один из авторов исследования, Чен Донг из Чжэцзянского университета.

Таким образом, по сравнению со здоровыми участниками, как у недавно выписанных, так и у пациентов, которые покинули медучреждения две недели назад, наблюдались повышенные уровни антител IgM и IgG, связывающихся с нуклеокапсидным белком SARS-CoV-2, который инкапсулирует вирусную РНК, а также с рецептор-связывающим доменом S-белка (он связывается с рецепторами на клетках-хозяевах, благодаря чему вирус проникает внутрь). Результаты в целом показали, что пациенты после перенесенной коронавирусной инфекции могут усиливать ответы антител на белки SARS-CoV-2. Более того, антитела, судя по всему, сохраняются на протяжении как минимум 14 дней после выписки.

Одним из открытий работы стало то, что количество нейтрализующих антител было положительно связано с антителами IgG против RBD-домена S-белка, но не с теми, которые связываются с нуклеокапсидным белком. «Наши результаты свидетельствуют о том, что домен RBD — многообещающая мишень для вакцин против SARS-CoV-2, — говорит старший автор исследования Фанг Чен из больницы Чуй Ян Лю, связанной с Университетом Цинхуа. — Однако результаты нуждаются в дополнительном подтверждении на большой выборке пациентов с Covid-19».

В то же время, по словам исследователей, им не ясно, по какой причине иммунные реакции у пациентов различались. Вероятно, это можно объяснить изначальной вирусной нагрузкой, с которой столкнулись больные, их физическим состоянием или микробиотой. Кроме того, остается открытым вопрос, защищают ли эти иммунные ответы от Covid-19 при повторном воздействии SARS-CoV-2, а также какие типы Т-клеток активируются при заражении. Также специалисты отмечают, что лабораторные тесты, которые используются для обнаружения антител к SARS-CoV-2, еще нуждаются в дальнейшей проверке на точность и надежность.

Как подчеркивает Чен-Фен Цинь из Академии военно-медицинских наук в Пекине, на сегодня относительно мало известно о защитных иммунных реакциях организма, которые вызывает SARS-CoV-2, и устранение этого пробела в знаниях поможет ускорить разработку эффективной вакцины.

Недавно китайские биологи создали новую вариацию SARS-CoV-2, способную заражать грызунов, а ученые из Кореи назвали многообещающими в качестве противокоронавирусных два средства, которые используются при лечении других заболеваний.