Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
23.08.2021
4 197

Олигосахариды грудного молока могут стать альтернативой антибиотикам

4.8

Эксперименты на клетках и мышах показали, что разнообразные олигосахариды, присутствующие в материнском молоке, препятствуют их заражению патогенными стрептококками.

©NIAID

Стрептококки группы В (Streptococcus agalactiae) служат главной причиной сепсиса и менингита, часто приводя к выкидышам. Как правило, инфекцию можно вылечить антибиотиками, хотя по мере распространения резистентных штаммов это становится все сложнее. Новой альтернативой таким препаратам могут стать олигосахариды материнского молока. Эксперименты, проведенные командой Стивена Таунсенда (Steven Townsend) из Университета Вандербильта, показали, что они защищают клетки от заражения. Об этой работе ученые доложили на осенней встрече Американского химического общества (ACS).

Олигосахариды грудного молока (ОГМ) — сложные углеводы, состоящие из небольшого числа «звеньев»-моносахаридов. В грудном молоке они исключительно многочисленны и разнообразны, но практически не усваиваются организмом новорожденного. Функции ОГМ — помощь в формировании здоровой микрофлоры, борьба с патогенами, стимуляция иммунитета. Ранее Таунсенд и его коллеги показали, что олигосахариды препятствуют росту стрептококков и формированию биопленок. Теперь же их эффекты продемонстрировали на настоящих живых клетках.

Авторы взяли грудное молоко от нескольких доноров, рассмотрев его влияние на инфицирование стрептококками макрофагов плаценты и клеток оболочки, окружающей плод. Использовались культуры человеческих клеток. «Мы обнаружили, что ОГМ полностью подавляли рост бактерий и у макрофагов, и у мембран», — говорят ученые. Поэтому далее они решили провести эксперименты на живых мышах: новые опыты подтвердили, что ОГМ препятствуют распространению микробов по репродуктивному тракту беременных самок.

Кроме того, биологи выращивали разные виды стрептококков — патогенные S. agalactiae и полезные S. salivarius, — разделив их полупроницаемой мембраной. В раствор добавляли ОГМ, а также производные галактозы, составляющие основу детских смесей. В отсутствие галакто-олигосахаридов соединений ОГМ подавляли рост и тех, и других бактерий, но в смеси полезные микробы получали преимущества. По-видимому, ОГМ превращаются в молочную кислоту, которая имеет антимикробный эффект, но галакто-олигосахариды позволяют S. salivarius сохраняться, обеспечивая их питанием.