Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
05.09.2016
Редакция Naked Science

Мертворождение связали с действием бактерий

Нарушение активности обычных бактерий микрофлоры у беременных может приводить к преждевременным родам и выкидышам.

090116_am_strep_rev_main_new

Streptococcus agalactiae (стрептококки группы В) – представители нормальной микрофлоры желудочно-кишечного и урогенитального трактов. Они населяют слизистые у более чем трети взрослых людей и обычно не доставляют никаких неудобств. Однако при слабом иммунитете эти бактерии могут вызывать тяжелые заболевания – они считаются одной из причин младенческой смертности в бедных странах, где дети и их матери страдают от недостаточного питания и плохой гигиены. А ученые из Канады и Индии, статья которых опубликована журналом PLOS Pathogens, связали стрептококки группы В еще и с проблемой выкидышей.

По словам Лакшми Раджагопал (Lakshmi Rajagopal) и ее коллег, при этом ключевую опасность представляют не сами бактерии, а продукты их жизнедеятельности. Исследовав культуру стрептококков с помощью сканирующего электронного микроскопа, ученые заметили на их клетках крошечные пузырьки – внеклеточные мембранные везикулы, заполненные водой и белками (видны на фотографии около округлых стрептококков). В растворе внутри везикул идентифицированы многие факторы вирулентности бактерий, включая разрушающие другие белки ферменты-протеазы и белки, формирующие поры на мембране клетки хозяина для ее заражения.

Изучив зараженных стрептококками лабораторных мышей, авторы показали, что эти пузырьки, срываясь с клеток, могут мигрировать от слизистых оболочек вагины в матку, вызывая разрушение клеток и соединительных волокон коллагена. Эти процессы могут приводить к развитию сильного воспаления, преждевременному рождению и мертворождению. Практически 100% зародышей мышей, зараженных стрептококком, либо родились раньше срока, либо погибли еще в утробе матери.

До сих пор остается неясным, почему и как обычно безвредный стрептококк переходит в «патогенный режим». Однако новые данные об опасности таких инфекций, по мнению Раджагопал и ее соавторов, требуют создания эффективной вакцины против этой обычно безвредной бактерии. Пока что медики проводят анализ на присутствие стрептококка ближе к последним срокам беременности, а обнаружив ее, иногда назначают антибиотики.