24.02.2023
Анна Новиковская
10 705

Ученые обнаружили, что пропущенный завтрак вредит иммунной системе

5.5

Хотя голодание в определенных ситуациях может быть полезно, американские исследователи предупреждают: хронический пропуск завтраков вредит иммунной системе и может повысить риск развития рака и сердечных заболеваний.

Даже если есть утром не особо хочется, завтрак пропускать не стоит / © letsgophotos.ru / Автор: Pinaria Caprarius

Наш рацион питания сильно влияет на физиологическое состояние организма: и переедание, и ограничения в пище могут принести как пользу, так и вред. Чтобы понять, как пропущенный прием пищи влияет на состояние нашей иммунной системы, исследователи из Медицинской школы Икана на горе Синай (США) провели эксперимент на двух группах мышей, единственным различием в содержании которых был рацион.

Первой группе мышей сразу после пробуждения давали плотно позавтракать (у этих грызунов есть привычка съедать больше всего пищи за «завтраком»), тогда как другие обходились водой. Ученые собрали образцы крови животных сразу после пробуждения, а также спустя четыре и восемь часов.

Изучив состав крови мышей в обеих группах, исследователи обнаружили у «голодных» животных резкое снижение числа моноцитовбелых кровяных клеток, играющих большую роль в борьбе со злокачественными опухолями и болезнетворными микроорганизмами, а также протекании воспалительных реакций. Уже через четыре часа после пропущенного утреннего приема пищи 90 процентов моноцитов исчезли из кровотока мышей, а через восемь часов их почти не осталось.

Оказалось, голод вызвал стрессовую реакцию мозга, а она, в свою очередь, заставила моноциты переместиться в костный мозг, где они перешли в неактивное состояние. Одновременно с этим образование новых клеток замедлилось.

Спустя 24 часа, когда мышам снова предоставили доступ к корму, моноциты начали возвращаться в кровоток, но резкое увеличение их количества пошло организму только во вред: у грызунов наблюдались признаки серьезного воспаления, что ослабило их устойчивость к инфекционным болезням и повысило риск проблем с сердцем.

Таким образом, подчеркивают исследователи, хотя у голодания могут быть полезные последствия, стоит учитывать все возможные риски и подготовиться к негативной реакции организма не только на период ограничения пищи, но и после него.

Исследование опубликовано в журнале Immunity.