02.11.2020

Фото: проявление кожного симптома Covid-19

5.5

Поражения кожи на руках и ногах выявили у 8% больных Covid-19. Что примечательно, этот симптом мог сохраняться вплоть до 150 дней после заражения коронавирусом.

Акрально-пурпурные поражения
Акрально-пурпурные поражения, похожие на обморожение, чрезвычайно часто наблюдаются у детей и молодых людей, болеющих Covid-19 / © Covid Symptom Study

Акрально-пурпурные поражения кожи, напоминающие признаки обморожения, порой наблюдаются у детей и молодых людей, болеющих Covid-19. Ранее ученые из Мадрида (Испания) подтвердили связь таких поражений с заражением коронавирусом SARS-CoV-2. По их словам, ключевым механизмом в проявлении подобных симптомов может быть повреждение эндотелия (однослойный пласт плоских клеток мезенхимного происхождения, выстилающий внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, сердечных полостей), вызванное вирусом.

«Гистопатология показала различные степени лимфоцитарного васкулита — от эндотелиального отека и эндотелиита до фибриноидного некроза и тромбоза. Также наблюдались пурпура, поверхностное и глубокое периваскулярное лимфоцитарное воспаление с акцентированием перикриновой оболочки, отек и легкое повреждение вакуолярной границы раздела. Иммуногистохимия SARS-CoV-2 была положительной в эндотелиальных клетках и эпителиальных клетках эккринных желез. Частицы коронавируса обнаружились в цитоплазме эндотелиальных клеток при электронной микроскопии», — описывают свои наблюдения авторы работы.

Теперь команда ученых, исследующих симптомы коронавирусного заболевания, опросила 12 тысяч человек, у которых наблюдались подобные поражения кожи, в том числе на пальцах ног и рук. У одних уже был подтвержден Covid-19, а у других его лишь подозревали. Участников исследования попросили сфотографировать это необычное проявление заболевания (см. снимки в галерее ниже).

Представители Международной лиги дерматологических обществ и Американской академии дерматологии, в свою очередь, изучили данные по 990 случаям из 39 стран. Они обнаружили, что поражения кожи на пальцах ног зачастую сохраняются в течение 15 дней, а иногда и 130-150 дней, при этом не причиняя боли и не сопровождаясь зудом. По их словам, выявление этой уникальной подгруппы пациентов важно для изучения продолжительной воспалительной реакции у некоторых больных.

Также ученые отмечаются, что если подобные симптомы появляются ближе к концу болезни, то тест на коронавирус не обязательно будет положительным, поскольку он срабатывает только в течение первых нескольких дней после появления симптомов.

Тем не менее исследователи уверены, что поражения кожи на пальцах рук и ног должны учитываться как «ключевой диагностический признак» Covid-19: как оказалось, в той или иной форме они присутствуют у 8% людей с положительным результатом теста.