01.11.2021
Мария А.
5 842

Медики объяснили, как Covid-19 вызывает потерю слуха

5.1

Многие пациенты, зараженные коронавирусом, жаловались на проблемы со слухом, звон в ушах, головокружения и нарушения равновесия. Все это свидетельствует о том, что SARS-CoV-2 может инфицировать внутреннее ухо.

Проблемы со слухом
© Getty Images / Автор: Plinia Abito

Не секрет, что вирусные инфекции — частая причина потери слуха, а также головокружений и нарушений равновесия, то есть вестибулярной дисфункции. К таким проблемам могут приводить герпесвирусы, парамиксовирусы, полиомиелит, гепатит, ВИЧ, краснуха и грипп: они повреждают внутреннее ухо, включая кортиевый орган и преддверно-улитковый нерв, вызывают иммуно-опосредованное повреждение и воспаление, включая нейровоспаление. Помимо этого, вирусы способны инфицировать среднее ухо и провоцировать кондуктивную тугоухость из-за накопления выпота — экссудативной жидкости. Хотя коронавирусы тоже считают причиной инфекций среднего уха, их роль в этом до сих пор систематически не изучали.

Среди основных симптомов и последствий Covid-19 — потеря обоняния (аносмия) и утрата вкусовой чувствительности (агевзия). С недавних пор больные упоминали и потерю слуха, однако такие сообщения основывались на их собственных наблюдениях. Авторы нового исследования — отоларингологи из Медицинской школы Стэнфордского университета в Калифорнии и Гарвардской медицинской школы в Бостоне (США) — представили самое полное на сегодня описание слуховых и вестибулярных нарушений, вызванных заражением коронавирусом SARS-CoV-2, как в момент болезни, так и два-четыре месяца спустя. Их работа опубликована в журнале Communications Medicine.

«Чтобы выяснить, можно ли объяснять подобные симптомы прямым инфицированием слуховой системы и вестибулярного аппарата, мы изучили экспрессию генов и белков, связанных с проникновением SARS-CoV-2 в ткани внутреннего уха человека и мыши. А чтобы понять патогенез аудиовестибулярных симптомов Covid-19, мы извлекли отические просенсорные клетки (предшественники волосковых клеток, рецепторов слуховой системы и вестибулярного аппарата у позвоночных. — Прим. ред.) и предшественников шванновских клеток (находятся в тесной связи с аксонами. — Прим. ред.)», — пишут ученые. Всего им удалось собрать шесть образцов свежей ткани внутреннего уха, полученных во время лабиринтэктомии и транслабиринтной резекции вестибулярной шванномы.

Как выяснилось, волосковые и шванновские клетки экспрессируют белки, необходимые для проникновения SARS-CoV-2, в том числе рецептор ACE2, выстилающий поверхность клеток, а также фурин и трансмембранную протеазу серин 2 (TMPRSS2), помогающие патогену связываться с клеткой-хозяином. Именно волосковые и — в меньшей степени — шванновские клетки оказались подвержены инфекции. Другие типы не были восприимчивы к вирусу.

Затем результаты опытов с клеточными моделями и тканями сравнивали с данными наблюдений шести мужчин и четырех женщин в возрасте 22-72 лет, у которых в течение трех недель после диагноза Covid-19, подтвержденного ПЦР-тестом или анализом антител, развились проблемы со слухом, появились шум или звон в ушах и стойкое головокружение. У большинства пациентов была глубокая (свыше 90 децибел) или тяжелая (71-90 децибел) потеря слуха, за исключением двух людей (56-70 децибел и 24-35 децибел).

Симптомы лечили преднизоном или его комбинацией с дексаметазоном, после такой терапии у пациентов наблюдали полное или умеренное восстановление слуха. Ни у одного из этих людей вестибулярная дисфункция из-за Covid-19 не приобрела хроническую форму. По мнению ученых, вирус проникает в уши через евстахиеву трубу — канал, соединяющий полость среднего уха с носоглоткой. Также он может «выходить» через небольшие отверстия, окружающие обонятельные нервы: в итоге SARS-CoV-2 попадает в пространство мозга и инфицирует черепные нервы.

Хотя новое исследование подтверждает, что коронавирусная болезнь способна приводить к проблемам со слухом и вестибулярным аппаратом, пока не ясно, насколько такие симптомы распространены. В планах ученых — задействовать разработанные ими клеточные модели, чтобы протестировать возможные стратегии лечения инфекций внутреннего уха, спровоцированные возбудителем Covid-19 и другими вирусами.