Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
22.04.2020
34 803

Коронавирусную инфекцию связали с масштабным поражением эндотелия

5.1

По словам швейцарских медиков, они обнаружили прямые доказательства того, что коронавирус атакует эндотелиальные клетки организма. Они подтвердили, что люди с повышенным кровяным давлением, гипертонией и другими сердечно-сосудистыми заболеваниями особо уязвимы для Covid-19.

Эндотелиальные клетки
Эндотелий — однослойный пласт плоских клеток мезенхимного происхождения, выстилающий внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, сердечных полостей / © Getty Images

Когда китайские власти в канун Нового года сообщили о первых случаях заражения новым вирусом, речь шла именно о “пневмонии неизвестного происхождения”. Позже КНР представила первые результаты вскрытия одного из пациентов, умерших от Covid-19, в которых говорилось, что заболевание поражает в основном легкие. Однако с тех пор специалисты по всему миру значительно продвинулись в изучении Covid-19 и повреждений, которые эта инфекция наносит организму больного.

Так, группа ученых из Университетской клиники Цюриха (Швейцария), опубликовавшая новое исследование, утверждает, что коронавирусное заболевание причиняет вред не только легким: оно атакует эндотелий, всю сеть кровеносных сосудов и в итоге приводит к полиорганной недостаточности — тяжелому общему заболеванию организма, которое характеризуется нарушением функционирования двух и более его систем. Кроме того, вирус вызывает серьезные микронарушения кровообращения, которые могут повредить сердце, спровоцировать легочную эмболию или затруднить проходимость кровеносных сосудов в мозге либо желудочно-кишечном тракте.

Для подтверждения своих выводов медики при помощи электронного микроскопа изучили клетки кровеносных сосудов трех пациентов с коронавирусом — двух мужчин в возрасте 71 и 69 лет, а также 58-летней женщины. Так, первый из них имел в анамнезе ишемическую болезнь сердца и артериальную гипертензию. После постановки диагноза “коронавирусное заболевание” его состояние ухудшилось, мужчине потребовалась искусственная вентиляция легких. Началась мультисистемная недостаточность органов, а на восьмой день больной умер. Посмертный анализ методом электронной микроскопии выявил следы вирусных включений в клетках эндотелия (тонкая полупроницаемая мембрана, выстилающая все кровеносные и лимфатические сосуды, а также сердечные полости). В легких погибшего медики обнаружили скопление мононуклеарных клеток, кроме того, большинство мелких сосудов в этих органах оказались застойными.

Второй пациент — женщина — болела диабетом, также у нее были артериальная гипертензия и ожирение. Из-за коронавируса развилась прогрессирующая дыхательная недостаточность, а затем и полиорганная, в связи с чем потребовалась заместительная почечная терапия. Из-за брыжеечной ишемии у женщины начался некроз тонкой кишки, и врачи удалили ее. Помимо этого, из-за плохого кровообращения и сердечной недостаточности пациентка перенесла инфаркт. В результате она умерла от остановки сердца. Посмертная гистология выявила эндотелиит (endotheliitis) легких, сердца, почек и печени.

У последнего пациента — 69-летнего мужчины — была гипертония, а из-за Covid-19 началась дыхательная недостаточность, потребовалась искусственная вентиляция легких. Эхокардиография показала сниженную фракцию выброса (показатель, отражающий объем выталкиваемой крови) левого желудочка. Нарушения кровообращения сопровождались брыжеечной ишемией, поэтому больному провели резекцию тонкой кишки. У него также выявили выраженный эндотелиит подслизистых сосудов.

«Коронавирус входит в эндотелий, который служит защитной линией кровеносных сосудов. Это ослабляет защитную систему организма и вызывает проблемы в микроциркуляции. <…> Мы нашли прямые доказательства того, что вирусная инфекция поражает эндотелиальные клетки и ведет к диффузному воспалению эндотелия. Хотя для заражения хозяина вирус использует фермент ACE2, экспрессируемый пневмоцитами в эпителиальной альвеолярной оболочке, вызывая тем самым повреждение легких, ACE2 также широко экспрессируется на эндотелиальных клетках, которые пересекают несколько органов», — пишут авторы работы.

Из всего вышеперечисленного исследователи делают вывод, что частицы вируса присутствуют в клетках эндотелия, в результате болезнь оказывается способной поражать множество органов, в том числе сердце, почки и кишечник.

“Наша гипотеза объясняет значимость терапии для стабилизации эндотелия. Такая стратегия лечения может быть особенно актуальной для уязвимых пациентов, которые страдают от эндотелиальной дисфункции. Особенно это касается мужчин, курильщиков, больных гипертонией, диабетом, ожирением и сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые связаны с неблагоприятными исходами при Covid-19”, — заключают авторы исследования.

Ранее ученые рассказали об общих чертах пациентов, которые умерли от коронавируса, а также определили, почему люди, страдающие ожирением, хуже переносят Covid-19.