Физическая активность в пожилом возрасте может защитить мозг от деменции, подтвердило исследование

Пожилые люди, которые чаще занимаются спортом или просто сохраняют физическую активность — например, в виде работы по дому, — могут поддерживать мозг и мышление в лучшем состоянии, чем менее активные люди. Это применимо и к пожилым пациентам, страдающим деменцией.

orig

Так утверждает новое исследование, проведенное Медицинским центром Университета Раша (Чикаго, США) и опубликованное в журнале Neurology.

«Мы измерили уровни физической активности среди участников исследования в среднем за два года до их смерти, а затем изучили их мозг после смерти и обнаружили, что более активный образ жизни оказывает защитное воздействие на мозг. Люди, которые больше двигались, обладали лучшими навыками мышления и памяти по сравнению с теми, кто вел сидячий образ жизни», — рассказывает ведущий автор исследования доктор Арон Бухман (Aron S. Buchman).

В ходе работы исследователи обнаружили, что физическая активность может обеспечить когнитивный резерв, который будет поддерживать мышление и навыки памяти даже при наличии признаков болезни Альцгеймера в мозге. В их исследовании сравнивались результаты когнитивного теста и данные об образе жизни 454 пожилых людей, из них 191 страдал от слабоумия. Все участники проходили физические испытания и тесты на мышление и память ежегодно в течение 20 лет, а также согласились пожертвовать свой мозг для изучения после смерти. Средний возраст на момент смерти испытуемого составлял 91 год. В среднем за два года до смерти ученые дали каждому участнику монитор активности, которые те носили на запястье. Девайс круглосуточно фиксировал любую физическую активность — от небольших движений, таких как передвижение по дому, до более энергичных физических упражнений.

Исследователи обнаружили, что более высокие уровни ежедневных физических нагрузок были связаны с лучшими показателями мышления и памяти. Ученые также выяснили, что люди, которые имели лучшие двигательные навыки, также демонстрировали более высокие результаты когнитивных тестов. В среднем с увеличением уровня физической активности вероятность развития слабоумия у испытуемых понижалась на 31 процент, а те, кто чаще двигался, по словам исследователей, имел нарушения развития мозга на 55% реже.

«Физические упражнения — недорогой и доступный способ улучшить свое здоровье, и наше исследование показывает, что оно может оказывать защитное воздействие на мозг. Однако необходимо отметить, что наша работа ставила своей целью выявление причинно-следственных связей. Также возможно, что, по мере того как люди теряют память и мыслительные способности, они снижают свою физическую активность. Необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, действительно ли физические движения приносят пользу для мозга», — говорит Бухман.

Вместе с тем исследование было ограничено тем, что в нем не было данных о том, насколько активными были участники в течение их жизни, поэтому неизвестно, могла ли физическая активность в молодости также сыграть свою роль. Кроме того, исследование не различало типы физических нагрузок, а потому сложно сказать, может ли один вид физической активности быть полезнее, чем другой.