29.01.2023
Анна Новиковская
2 930

Медики развеяли миф о связи между женской работоспособностью и фазой менструального цикла

5.5

Почти все исследования физической работоспособности проводились исключительно на мужчинах, поскольку ученые полагали, что женский менструальный цикл влияет на их способность к физической нагрузке. И только теперь они выяснили, что это не так.

Эффективность женских тренировок оказалась никак не связана с их менструальным циклом / ©br.freejpg.com.ar / Автор: Дмитрий Жуков

В любом женском журнале можно без труда найти советы по тому, как повысить эффективность тренировок, необходимых для поддержания тела в отличной физической форме. Однако до сих пор более 90 процентов исследований, лежащих в основе этих советов, проводились исключительно на мужчинах. Как считали физиологи, гормональные изменения в женском организме, связанные с фазами менструального цикла, могут повлиять на их физическую выносливость и работоспособность, а значит, исказить общие результаты.

Однако исследование, проведенное учеными из Университета Бригама Янга (США) показало, что это предположение ошибочно. Проанализировав результаты физических тренировок женщин, находящихся на разных стадиях менструального цикла, они не обнаружили никакой разницы в порогах выносливости и эффективности тренировки: результаты женщин в течение месяца были столь же стабильны, как и результаты мужчин.

Ни высокий уровень эстрогена или прогестерона, ни последующее снижение их концентрации в ходе менструации не повлияли на результаты физических упражнений, что развенчивает миф о том, что включение женщин в исследования физической выносливости и работоспособности слишком сложно из-за необходимости подбора людей в одинаковой фазе менструального цикла.

Более того, результаты исследования однозначно говорят о том, что включение женщин в такие исследования необходимо, ведь, хотя менструальный цикл не оказал влияние на результаты тренировок, между тренирующимися мужчинами и женщинами разница была существенной. Например, у женщин физическое истощение от мышечной усталости наступало примерно на 18 процентов быстрее, чем у мужчин, даже с поправкой на разницу в физической массе, так что речь, скорее всего, шла о физиологических различиях между полами.

Исследователи отметили, что результаты их работы никак нельзя считать абсолютными, ведь они сосредоточились только на одном виде физической активности (езда на велотренажере) и включили только женщин без нарушений менструального цикла.

Потребуются дополнительные исследования, чтобы уточнить возможное влияние нерегулярных менструаций на физическую работоспособность, — и с учетом того, что сегодня в мире как никогда много женщин-спортсменок, такая работа будет чрезвычайно актуальна.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Applied Physiology.