28.01.2023
Александра Медведева

Ледниковый период повлиял на эволюцию американских крокодилов

4.2

Канадские ученые оценили, какие экологические факторы влияли на эволюцию крокодилов Южной и Северной Америки последние десятки тысяч лет. Оказалось, изменения климата отразились на этих рептилиях не так сильно, как понижение уровня моря в последний ледниковый период, которое изолировало популяции карибских и тихоокеанских крокодилов.

Острорылый крокодил
Острорылый крокодил/ © Wikimedia Commons / Автор: Caristania Fabricius

Ученые из Макгиллского университета (Канада) задались вопросом: что было основной движущей силой эволюции крокодилов за последние тысячи лет и что больше всего влияло на популяции этих рептилий? Авторы сосредоточились на острорылых крокодилах (Crocodylus acutus), широко распространенных в Южной и Северной Америке.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что изменение температуры и количество осадков мало повлияли на поток генов между популяциями крокодилов, тогда как основной вклад в эволюцию этих рептилий внесло изменение уровня моря во время последнего ледникового периода. Выводы ученых представлены в журнале Evolution.

Острорылые крокодилы могут переносить значительные перепады температуры и мало зависят от изменения количества осадков. Однако около 20 тысяч лет назад огромное количество воды образовало обширные ледяные щиты, а уровень моря упал более чем на 100 метров. Это создало географический барьер, который разделил популяции крокодилов Панамского перешейка.

Крокодилы — отличные пловцы, но они не могут преодолевать большие расстояния по суше. Поэтому во время ледникового периода популяции карибских и тихоокеанских крокодилов оказались изолированными друг от друга, что сильно повлияло на их дальнейшую эволюцию.

Ученые также сопоставили климатоустойчивость современных острорылых крокодилов с моделями климата региона последних миллионов лет. По всей видимости, рептилии легко перенесли колебания температур ледникового периода. Однако влияние уровня моря на эволюцию крокодилов стало одним из известных первых случаев, когда ледниковый период так затронул тропические виды.

По мнению исследователей, гораздо большее влияние на острорылых крокодилов сейчас оказывают люди, а полученные данные дают новое представление о том, как экологические факторы воздействуют на эволюцию этих рептилий и на чем следует сосредоточить усилия по сохранению конкретных популяций крокодилов в Панаме.