Российские мужчины и женщины по-разному оценили важность научных открытий 2019 года

Исследователи определили, какие из научных достижений 2019 года российские ученые и простые респонденты считают важнейшими. Как и можно было прогнозировать, на первом месте оказались работы, посвященные здоровью человека и глобальному потеплению.

©National Geographic

Журналисты канала «Наука» совместно со специалистами Института современных медиа провели исследование, показывающее, какие из научных направлений интересуют общественность больше всего. При этом отмечается отсутствие по-настоящему прорывных фундаментальных открытий, что, впрочем, не умаляет достигнутого прогресса.

«Уходящий год не ознаменовался сверхзначимыми событиями, сопоставимыми с фундаментальными открытиями последних лет, <…> но при этом именно революционные прорывы 2015–2018 годов в биологии, медицине, астрономии, физике, информационных технологиях дали мощнейший стимул многочисленным прикладным работам этого года», — приводит материалы заявлений исследовательской группы издание «Известия».

Как показал опрос, люди активно интересуются медициной, биологией, астрономией, а также вопросами, связанными с искусственным интеллектом, нейросетями, квантовыми компьютерами, материаловедением, нанотехнологиями и исследованиями биоматериалов.

Для оценки важности открытий специалисты применили пятибалльную шкалу. По мнению россиян, самой важной научной новостью стало изучение новых методов лечения тяжелых генетических заболеваний посредством прямой доставки в больные клетки здоровой РНК. На второй позиции — ускорение глобального потепления. Запуск российско-германской орбитальной астрофизической обсерватории «Спектр-РГ» оказался по значимости на третьем месте.

При этом мужчины и женщины по-разному оценили значимость открытий. Новости, которые касались глобального потепления, волнуют женщин сильнее, чем мужчин. Также представительниц прекрасной половины человечества больше заинтересовало выращивание древней бактерии Lokiarchaeota, способной объяснить происхождение жизни. Новости про изображение черной дыры и геоглифы в пустыне Наска женщины тоже оценили выше. В свою очередь, мужчин больше заинтересовала новость про качественно новый квантовый процессор Google.

Глобальное потепление можно условно назвать самым популярным направлением: о повышении содержания углекислого газа в атмосфере Земли знают 62% респондентов. Также много людей наслышаны о новых методах борьбы с генетическими болезнями.

Напомним, недавно Naked Science назвал десять главных событий в науке за год. Среди них — первый снимок силуэта черной дыры, а также исследования, связанные с происхождением человека. В 2018 году издание назвало в числе главных событий обращение старения у мышей, изучение экспрессии генов после пребывания на орбите, а также получение «гибрида» человека и овцы.