Неандертальцы, возможно, использовали те же технологии изготовления орудий, что и сапиенсы — Naked Science

Ученые из Германии и Великобритании нашли подтверждения тому, что неандертальцы и Homo sapiens могли использовать одни и те же нубийские технологии изготовления каменных орудий. А еще специалисты определили самый южный ареал неандертальцев, который доходил до Африки.

Неандертальцы, возможно, использовали те же технологии изготовления орудий, что и сапиенсы / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Известный британский археолог Дороти Гаррод в далеком 1928 году занималась раскопками в пещере Шукба на холмах Палестины к северу от Иерусалима — и нашла там зуб гоминида. Предположения о том, что он принадлежит неандертальцу, выдвинули сразу.

Но затем зуб долгое время хранился в частной коллекции и, наконец, спустя десятилетия попал в руки ученых, которые в самом деле идентифицировали его как принадлежащий неандертальцу в возрасте от семи до 12 лет. Спустя время зуб проанализировали и авторы новой работы — из Института истории человечества Макса Планка (Германия) и Британского музея естественной истории. Они определили, что зуб принадлежит неандертальцу в возрасте девяти лет.

Неандертальцы как вид появились и жили в Европе, поэтому зуб в пещере Шукба — свидетельство самой южной точки расселения этих Homo. Кроме того, открытие наталкивает на мысль, что неандертальцы после их формирования в Европе могли приходить обратно в Африку, откуда в свое время вышли их предки. Ведь пещера Шукба находится всего в 400 километрах от Каира.

Зуб неандертальца из пещеры Шукба / ©www.nature.com

Но главное, что показали исследователи: неандертальцы, возможно, использовали те же технологии изготовления каменных орудий, что и сапиенсы, поскольку в пещере Шукба, помимо зуба, нашли ретушированные инструменты и отщепы, характерные для нубийской технологии Homo sapiens. Вероятно, ее переняли и неандертальцы.

Конечно, обнаруженный поблизости зуб неандертальца еще не означает, что орудия были изготовлены представителями «параллельного» вида человечества, но то, что они встречались здесь с сапиенсами, — точно. А они были не глупее наших предков, поэтому могли перенять их техники.

Прошло уже 20 лет с тех пор, как увидела свет представленная в начале нового тысячелетия Audi TT Quattro. За этот достаточно большой срок мы стали свидетелями масштабного культурного сдвига. Так что сегодня настал идеальный момент для переосмысления визуального образа культового автомобиля. В конце концов, телефоны в 2000 году выглядели совершенно иначе по сравнению с сегодняшними, верно? Так почему автомобили должны оставаться прежними?