У неандертальцев была нормальная переносимость токсинов дыма — Naked Science

У неандертальцев была нормальная переносимость токсинов дыма

4.4

Во время приготовления пищи на открытом огне выделяется немало вредных токсинов. В 2016 году ученые из Национального института здоровья Пенсильванского университета (США) провели исследование и выдвинули неожиданную гипотезу, согласно которой неандертальцы могли исчезнуть в том числе потому, что не имели генетической устойчивости к подобным веществам. Новая работа ученых из Нидерландов опровергает эту точку зрения.

У неандертальцев была нормальная переносимость токсинов дыма / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Molecular Biology and Evolution. Приготовление пищи с использованием древесины и угля сопровождается выбросом вредных для организма веществ, которые в высоких концентрациях вызывают гибель клеток, снижение репродуктивной функции у женщин, повышение восприимчивости подростков к респираторным заболеваниям и риск детской смертности.

Вышеупомянутый анализ американских ученых, проведенный в 2016 году, базировался на клетках крыс, которые показали, что неандертальцы были примерно в тысячу раз более чувствительными к такого рода токсинам, чем сапиенсы. В связи с этим специалисты предположили, что люди современного вида просто «задавили» неандертальцев численностью, пока те медленно вымирали.

Вероятно, так оно и было, однако причины более многочисленной популяции сапиенсов могли оказаться другими, не связанными с реакцией на токсины. Об этом говорит новое исследование ученых из Лейденского университета (Нидерланды), которые повторили эксперимент американских коллег, но вместо клеток крыс взяли человеческие образцы и исследовали различные варианты генов.

В результате они пришли к совершенно противоположным выводам: выяснилось, что у неандертальцев было не меньше, а больше вариантов генов, нейтрализующих вредное воздействие токсинов на организм, чем у большинства современных Homo sapiens. Ученые предполагают, что защищающие неандертальцев гены, вероятно, являются более ранними адаптациями, чем таковые у ныне живущих сапиенсов. А это можно объяснить наличием таких генов у более древних предков.