17.09.2020
9 903

Исследование показало, что не все викинги были скандинавами

5.1

Крупнейшее и полное генетическое исследование захоронений викингов показало, что не все они были скандинавами. И даже внешне многие или даже большинство из них были совсем непохожи на современных белокурых шведов и норвежцев.

Многие викинги оказались не теми, кем их считали / ©wallpaperscave.ru

Результаты шестилетнего исследования международной группы ученых опубликованы в журнале Nature. Обычно эпоху викингов относят к периоду с 800-го до 1050-х годов, за несколько лет до завоевания норманнами Англии. Викинги сыграли большую роль на исторической сцене. Так, предположительно, они были первыми европейцами, которые достигли берегов Северной Америки и заложили христианство в Норвегии.

Десять процентов населения Швеции, по оценкам ученых, имеет ДНК викингов, в Великобритании эта цифра равна шести процентам. В целом викинги изменили политическую, культурную и демографическую карты Европы. Тем не менее многое о жизни этих людей остается неизвестным до сих пор, в том числе даже их внешность.

Чтобы пролить свет на этот вопрос, ученые исследовали ДНК 442 скелетов викингов из различных захоронений в Европе и Гренландии. В процессе изучения они применили самые современные методы секвенирования ДНК, что позволило восстановить полный геном мужчин, женщин, детей и младенцев большого временного периода — от бронзового века до 1600 годов нашей эры.

В результате удалось обнаружить, что группы викингов на территории Скандинавии были гораздо изолированнее, чем считалось. А еще ученые выяснили, что многие из них имели каштановые волосы и происходили вовсе не из Скандинавии, а из Азии и Южной Европы. Таким образом, викинги формировались далеко не только из местного населения Скандинавии — их общность была подвержена значительному вливанию из-за ее пределов.

А еще ученые выяснили, что викинги из известных шотландских захоронений — вовсе не викинги, а пикты — местные жители, для которых были характерны традиции викингов и их атрибуты. Доказано, что норвежские викинги совершали походы в Ирландию, Исландию, Шотландию и Гренландию, викинги из Дании побывали в Англии, а те, что происходили из Швеции, совершали набеги на Прибалтику. В таких походах зачастую участвовали близкие родственники.