3 августа
2 656

Майя вулканизировали игровые мячи останками своих правителей

4.1

Археологи нашли в древнем храме на юге Мексики свидетельства того, что майя изготавливали из праха элит предметы для ритуальных игр.

Поле для игры в мяч в Тонине / ©INAH

В 2020 году археологи из Национального института антропологии и истории (INAH) Мексики исследовали Храм Солнца в городе майя Тонина. По мнению ученых, этот пирамидальный храм — главное сооружение в данной археологической зоне. Теперь они сообщили о результатах своей работы.

Тонина (в классических текстах майя — По’п, По или Попо) находится в мексиканском штате Чьяпас, к востоку от города Окосинго. В классический период майя город был столицей царства Попо, которое вело активную завоевательную политику. Некоторые ученые называют Попо основным соперником Баакульского царства (со столицей в Паленке).

Помещение внутри лабиринта / ©INAH

В Тонине находятся группы храмов-пирамид, расположенных на террасах: самое высокое сооружение, Пирамида туманного зеркала, примерно на 71 метр возвышается над центральной площадью. Кроме того, раскопаны две площадки для традиционной мезоамериканской игры в мяч и более ста рельефов, которые в основном датируются VI-IX веками нашей эры (классический период майя).

Храм Солнца также построен в виде пирамиды, представляющей собой лабиринт с рядом небольших хранилищ и комнат, соединенных лестницами. Лабиринт привел археологов в помещение, где исследователи обнаружили более 400 сосудов, заполненных органическим материалом, таким как человеческий пепел, древесный уголь, каучук и корни растений. Стены были покрыты маслянистым налетом. Находки датировали VII-VIII веками нашей эры.

Микроскопический анализ органического материала показал, что человеческий прах (вероятно, останки высокопоставленных людей или правителей майя) использовали в процессе вулканизации для улучшения параметров каучука, из которого изготавливали мячи для ритуальных игр.

Игра в мяч у майя возникла более трех тысяч лет назад и рассматривалась не только как спортивное состязание: она представляла собой ритуал, с помощью которого люди демонстрировали преданность богам (лучше уж так, чем ритуальными убийствами). Одну из площадок для подобной игры построили в Тонине в честь очередной военной победы над Баакулем.

Плита, закрывавшая вход в лабиринт / ©INAH

Археолог Хуан Ядеун Ангуло (Juan Yadeun Angulo) предполагает, что на мячи пошли кремированные останки по крайней мере нескольких правителей, в том числе одной женщины.

В отличие от других древних культур, например египтян, которые сохраняли тела предков путем мумификации, в Мезоамерике останки правителей кремировали, но не обязательно до полного превращения в пепел. Некоторые части тела, по мнению майя, обладали особой силой, поскольку были связаны с определенными божествами. Из этих частей изготавливали реликвии, которые представители рода хранили и брали с собой в случае переселения.

Лабиринт Храма Солнца обнаружили случайно: два года назад хранитель археологического памятника нашел вход, закрытый каменной плитой с изображением связанного пленника. Ранее этот проход был закрыт грунтом.

На небольшом расстоянии от этого входа археологи нашли еще один: он вел в похожее помещение. Хотя никаких следов кремации или других ритуалов там не оказалось, специалисты считают, что это тоже гробница древних правителей, которую разграбили в XIX-XX веках. Датировали это помещение примерно началом VI века нашей эры.

Эксперт INAH считает, что «подобные открытия дают более точное представление о том, насколько интересной и сложной была религия майя в рамках мезоамериканской космологии, и что знание процесса трансформации тела является фундаментальным для понимания этого древнего общества, поскольку то, что планировалось для его владык, было судьбой, предназначенной для самих людей».

Добавим, что первые упоминания о царстве Попо, найденные в Тонине, датированы 217 годом нашей эры. В V веке нашей эры соседом Попо оказался молодой и активно развивающийся Баакуль. Это определило главного соперника: Паленке и Тонина воюют на протяжении нескольких веков подряд с переменным успехом. В X веке царство Попо погибло, но причина его падения историкам неизвестна — ясно только, что оно распалось на две части.