Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В Британии нашли тюдоровскую «копию» гротескных росписей Золотого дома Нерона
В доме на севере Англии в XVI веке стены украшали изображениями грифонов и смеющихся птиц.
В конце XV века некий молодой человек, исследовавший один из холмов в Риме, провалился в расщелину. Он упал в грот, из которого не смог бы выбраться самостоятельно. Его друзьям пришлось спуститься вниз, и при свете факелов они увидели, что попали не просто в пещеру или грот, а в какое-то здание — с украшенными росписями стенами. В 1481 году фрески исследовали молодые, на тот момент еще не особо прославленные (а ныне известные всему миру) художники из Тосканы и Умбрии — Пинтуриккио, Перуджино, Доменико Гирландайо и Филиппо Липпи. Так был открыт Золотой дом Нерона — Domus Aurea, дворец, некогда построенный одиозным императором и разрушенный его потомками.
Стиль, в котором были выполнены фрески, получил название «гротеск» — от итальянского grotta (грот). Такая манера настенной живописи существовала с античных времен, хотя использовали ее не часто. Гротеск не всем нравился, против него выступал, к примеру, Джорджо Вазари (известный итальянский художник и искусствовед), но после открытия Золотого дома распространение этот стиль получил довольно широкое. Характерные элементы гротеска — изображение сказочных и мифических существ: химер, пегасов, крылатых гениев, сатиров, сфинксов, фигурки которых переплетаются с орнаментальными украшениями, такими как канделябры или виноградные лозы.
Фантастические узоры стали знаменитыми и популярными в домах образованной элиты по всей Италии. Например, именно так расписаны некоторые стены галереи Уффици. А в 2021 году специалисты британской организации The Landmark Trust, занимающейся реставрацией исторических зданий, обнаружили такие же росписи на стене дома в Йоркшире (Великобритания).
Калверли—Олд-Холл находится рядом с Лидсом, городом на севере Англии. Самая старая часть дома, предположительно, построена в XIV веке. Потом дом сильно перестраивали — в основном увеличивали. Большой зал с шестискатной крышей и часовню датируют 1485-1495 годами. Более поздние постройки включают жилое крыло, построенное в начале XVI века сэром Уильямом Калверли для его большой семьи.
Именно к XVI веку специалисты отнесли настенные росписи, найденные в одной из комнат Калверли-Холла. Под слоем штукатурки XIX века они увидели фантастических смеющихся птиц, ревущих грифонов и сатиров. Маленькие человечки в забавных шляпах нарисованы сидящими на вазах или балюстрадах, причем эти рисунки объединены по вертикали. Исследователи полагают, что они обнаружили копию росписей Золотого дома Нерона. Разумеется, копия не прямая — например, в орнаменте активно использовали изображения роз (символ Тюдоров) и гранатов (символ Екатерины Арагонской, первой жены Генриха VIII). На сегодня это одна из самых сложных схем настенной живописи эпохи Тюдоров, найденная где-либо в Великобритании.
Надо сказать, что гротескная живопись после открытия Золотого дома распространилась не только в Италии. Она стала довольно популярной в Германии и Нидерландах, а с книгами из этих стран попала в Англию. В Южной Англии такие образцы настенной росписи довольно часто встречаются в конце XVI — середине XVII веков. К сожалению, в большинстве тюдоровских домов стены, украшенные подобным образом, позже красили или покрывали известью. В Калверли-Олд-Холле стену оштукатурили — и это сохранило фрески.
С помощью дендрохронологического метода ученые предположили, что ту часть Калверли-Олд-Холла, где нашли фрески, построили в 1514-1539 годах, и первоначально помещение задумывали как лестничную башню. Но позже (в 1547-1585 годах) вставили пол, разделив этажи. Тут надо сказать, что первые примеры гротескной настенной живописи отмечают в Англии не ранее 1570 года (речь именно о росписи — элементы гротеска в лепном декоре встречаются и раньше, хотя крайне редко). Безусловно, двор Генриха VIII знал и ценил этот стиль, столь популярный в итальянском Ренессансе. Но после разрыва Генриха VIII с Римом в 1530-х все, что было связано с Апеннинским полуостровом, стало вызывать большие подозрения.
В результате дизайн эпохи Возрождения попадал в Британию в XVI веке в основном через эстампы немецких и голландских художников, а также через книги с соответствующими иллюстрациями. Такие книги — удовольствие недешевое, но зато наглядно демонстрирующее окружающим, что их владелец — человек образованный.
На сегодня наиболее вероятный заказчик росписи — сэр Уильям Калверли (примерные годы жизни — 1500-1572). Он был посвящен в рыцари в 1548 году, а в 1549-м стал шерифом Йорка, это весьма высокое положение. Вполне вероятно, что, заняв эту должность, сэр Уильям приобрел постепенно и широкие связи — в том числе доступ к печатной продукции с севера континентальной Европы.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.
Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии