17 ноября
Алиса Гаджиева

В Британии нашли тюдоровскую «копию» гротескных росписей Золотого дома Нерона

3.9

В доме на севере Англии в XVI веке стены украшали изображениями грифонов и смеющихся птиц.

Гротески времен Ренессанса (коллаж) / ©wikipedia.org

В конце XV века некий молодой человек, исследовавший один из холмов в Риме, провалился в расщелину. Он упал в грот, из которого не смог бы выбраться самостоятельно. Его друзьям пришлось спуститься вниз, и при свете факелов они увидели, что попали не просто в пещеру или грот, а в какое-то здание — с украшенными росписями стенами. В 1481 году фрески исследовали молодые, на тот момент еще не особо прославленные (а ныне известные всему миру) художники из Тосканы и Умбрии — Пинтуриккио, Перуджино, Доменико Гирландайо и Филиппо Липпи. Так был открыт Золотой дом Нерона — Domus Aurea, дворец, некогда построенный одиозным императором и разрушенный его потомками.

Стиль, в котором были выполнены фрески, получил название «гротеск» — от итальянского grotta (грот). Такая манера настенной живописи существовала с античных времен, хотя использовали ее не часто. Гротеск не всем нравился, против него выступал, к примеру, Джорджо Вазари (известный итальянский художник и искусствовед), но после открытия Золотого дома распространение этот стиль получил довольно широкое. Характерные элементы гротеска — изображение сказочных и мифических существ: химер, пегасов, крылатых гениев, сатиров, сфинксов, фигурки которых переплетаются с орнаментальными украшениями, такими как канделябры или виноградные лозы.

Один из залов Золотого дома Нерона / ©wikipedia.org

Фантастические узоры стали знаменитыми и популярными в домах образованной элиты по всей Италии. Например, именно так расписаны некоторые стены галереи Уффици. А в 2021 году специалисты британской организации The Landmark Trust, занимающейся реставрацией исторических зданий, обнаружили такие же росписи на стене дома в Йоркшире (Великобритания).

Калверли–Олд-Холл находится рядом с Лидсом, городом на севере Англии. Самая старая часть дома, предположительно, построена в XIV веке. Потом дом сильно перестраивали — в основном увеличивали. Большой зал с шестискатной крышей и часовню датируют 1485-1495 годами. Более поздние постройки включают жилое крыло, построенное в начале XVI века сэром Уильямом Калверли для его большой семьи.

Роспись на стене комнаты в Калверли-Олд-Холле / ©Simon Hogben/Landmark Trus

Именно к XVI веку специалисты отнесли настенные росписи, найденные в одной из комнат Калверли-Холла. Под слоем штукатурки XIX века они увидели фантастических смеющихся птиц, ревущих грифонов и сатиров. Маленькие человечки в забавных шляпах нарисованы сидящими на вазах или балюстрадах, причем эти рисунки объединены по вертикали. Исследователи полагают, что они обнаружили копию росписей Золотого дома Нерона. Разумеется, копия не прямая — например, в орнаменте активно использовали изображения роз (символ Тюдоров) и гранатов (символ Екатерины Арагонской, первой жены Генриха VIII). На сегодня это одна из самых сложных схем настенной живописи эпохи Тюдоров, найденная где-либо в Великобритании.

Надо сказать, что гротескная живопись после открытия Золотого дома распространилась не только в Италии. Она стала довольно популярной в Германии и Нидерландах, а с книгами из этих стран попала в Англию. В Южной Англии такие образцы настенной росписи довольно часто встречаются в конце XVI — середине XVII веков. К сожалению, в большинстве тюдоровских домов стены, украшенные подобным образом, позже красили или покрывали известью. В Калверли-Олд-Холле стену оштукатурили — и это сохранило фрески.

С помощью дендрохронологического метода ученые предположили, что ту часть Калверли-Олд-Холла, где нашли фрески, построили в 1514-1539 годах, и первоначально помещение задумывали как лестничную башню. Но позже (в 1547-1585 годах) вставили пол, разделив этажи. Тут надо сказать, что первые примеры гротескной настенной живописи отмечают в Англии не ранее 1570 года (речь именно о росписи — элементы гротеска в лепном декоре встречаются и раньше, хотя крайне редко). Безусловно, двор Генриха VIII знал и ценил этот стиль, столь популярный в итальянском Ренессансе. Но после разрыва Генриха VIII с Римом в 1530-х все, что было связано с Апеннинским полуостровом, стало вызывать большие подозрения.

Калверли-Олд-Холл / ©wikipedia.org

В результате дизайн эпохи Возрождения попадал в Британию в XVI веке в основном через эстампы немецких и голландских художников, а также через книги с соответствующими иллюстрациями. Такие книги — удовольствие недешевое, но зато наглядно демонстрирующее окружающим, что их владелец — человек образованный.

На сегодня наиболее вероятный заказчик росписи — сэр Уильям Калверли (примерные годы жизни — 1500-1572). Он был посвящен в рыцари в 1548 году, а в 1549-м стал шерифом Йорка, это весьма высокое положение. Вполне вероятно, что, заняв эту должность, сэр Уильям приобрел постепенно и широкие связи — в том числе доступ к печатной продукции с севера континентальной Европы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
24 ноября
Ольга Иванова

Исследование международного коллектива специалистов пролило свет на внезапное похолодание, произошедшее 34 миллиона лет назад и способствовавшее образованию антарктических ледяных щитов.

Вчера, 14:21
Ольга Иванова

Исследовательская группа из Великобритании провела эксперимент и выяснила, какие факторы могут быть причиной удовольствия, получаемого от объятий.

Позавчера, 11:34
Илья Ведмеденко

Российские инженеры спроектировали самолет для межконтинентальных полетов в стратосфере. Его можно назвать условным аналогом британского Skylon.

23 ноября
Мария Азарова

Международная команда ученых на примере более чем 30 тысяч жителей Западной Европы и США оценила связь между возникновением сердечной недостаточности и приемом аспирина.

21 ноября
Александр Березин

Зачем Россия во время испытания нового оружия создала кучу обломков, угрожающих МКС? Верно ли, что подобные действия сделают ближний космос непригодным к использованию? Naked Science рассказывает, почему ответы на оба эти вопроса — совсем не такие, как кажется.

20 ноября
Алиса Гаджиева

Черная смерть (вторая большая европейская пандемия чумы), которая собирала свой урожай с XIV по XIX век, убила, по, некоторым оценкам, до 60% населения Европы времен Столетней войны. А в VI веке с ее предшественницей столкнулась бурно развивающаяся после многих десятилетий кризиса Восточная Римская империя. Византия устояла, несмотря на гибель десятков процентов населения. Но первая чума нанесла по ней ужасающий удар — не дав вернуть былое могущество. Некоторые предполагают, что империя выжила, так как пандемия была «несущественной». Naked Science разбирается, насколько верно это утверждение.

3 ноября
Ольга Иванова

Исследований на эту тему, как ни странно, мало, хотя предположений — великое множество. По мнению ученых из Венгрии, одна из причин такого поведения — высокая концентрация внимания на речи хозяина, а еще это означает, что собака слышит знакомое слово.

28 октября
Мария Азарова

Все образцы продукции популярных ресторанов быстрого питания, протестированные американскими учеными, содержали один или несколько видов фталатов либо других пластификаторов.

12 ноября
Мария Азарова

Кошки оказывались сбиты с толку, когда их человек, как им казалось, «телепортировался» в новое, неожиданное место. Однако они не реагировали таким же образом на чужих людей или других животных.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: