• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28.03.2023
Алиса Гаджиева
2 677

Ученые назвали яйца секретом старых мастеров живописи

❋ 3.7

Во второй половине XV века итальянские живописцы постепенно поменяли рабочие технологии: на замену яичной темпере пришли масляные краски. Но оказалось, что не все художники были готовы отказаться от яиц.

«Оплакивание Христа» Сандро Боттичелли, приблизительно 1490-1492 годы. Долгое время считали, что картина написана темперой. Теперь стало ясно, что все гораздо сложнее / ©Bavarian State Painting Collections, Munich / Автор: Euclio Drusus

Считается, что история европейской масляной живописи началась в XV веке. До этого художники писали темперой, для приготовления которой сухие пигменты смешивали с куриным яйцом (или только с желтком и небольшим количеством воды). Яичная темпера отличалась нестабильностью: финальный цвет красок и даже сохранность полотна сильно зависели от условий, в которых сохла картина.

По утверждению итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, голландский живописец Ян ван Эйк в первой половине XV века додумался разводить порошки красок растительными маслами — и тем самым изобрел новую технику живописи. Проверить утверждение Вазари сложно: у нас есть примеры более раннего использования похожих красок, но все они единичные. Ван Эйк мог быть как изобретателем, так и популяризатором — и довольно успешным.

«Мадонна с гвоздикой», ранняя работа Леонардо да Винчи выполнена масляными красками, которые при высыхании почему-то покрылись морщинами / ©Bavarian State Painting Collections, Munich

Так или иначе во второй половине XV века на масляную живопись перешел Пьеро делла Франческа, во многом формировавший вкусы и взгляды художников своего времени. Если все его ранние работы выполнены яичной темперой, то поздние написаны в основном маслом. Масляные краски были более пластичны, удобнее в работе, предсказуемее вели себя при высыхании.

Некоторое время назад химики, занимавшиеся исследованиями картин старых мастеров (так искусствоведы собирательно называют художников Западной Европы от Возрождения до середины XIX века), обнаружили в масляных красках следы яичного желтка. Это относится к произведениям Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Вермеера, Рембрандта и других художников.

Появилось предположение, что мастера продолжали использовать яичную темперу в качестве подмалевка (первоначальный эскиз на основном полотне или панели), который потом перекрывали маслом. Так следы яичного желтка попадали в верхний слой красок.

В журнале Nature Communications вышла работа, авторы которой уверены: никакой случайности или подмалевков не было. По их мнению, художники добавляли желток из куриного яйца в масляные краски, чтобы решить проблемы с влажностью, морщинистостью поверхности и пожелтением.

Исследователи считают, что когда итальянские живописцы перенимали у северных коллег технологию изготовления масляных красок и технику масляной живописи, то столкнулись с некоторыми проблемами. С одной стороны, просушка картины проходила более предсказуемо, но с другой — в некоторых случаях поверхность слоя краски словно покрывалась морщинами. Так, например, было с некоторыми ранними произведениями Леонардо да Винчи.

Авторы исследовали с помощью газовой хроматографии, масс-спектрометрии и анализа аминокислот картину Сандро Боттичелли «Оплакивание Христа». Боттичелли написал ее в конце XV века, и долгое время считалось, что он использовал темперу. Теперь оказалось, что флорентиец совмещал две техники: писал и темперой, и маслом. И масляные краски были не вполне обычными.

Фрагмент «Оплакивания Христа» Боттичелли. Ступня Святого Иоанна выполнена яичной темперой, а трава на переднем плане уже написана маслом / ©Bavarian State Painting Collections, Munich

В результате изучения шести образцов краски ученые выяснили, что все они изготовлены из смеси пигмента с растительным маслом, но также во всех них обнаружили следы белков из желтка куриных яиц. Желток явно преднамеренно вмешали в масляную краску. Похожие данные получены по ряду других работ старых мастеров.

Это выглядит довольно странно, потому что мы неплохо представляем себе технологию изготовления различных красок по трактату «Книга об искусстве» итальянского художника Ченнино Ченнини. Он описал несколько способов, но ни один их них не предусматривает добавление яиц в масляные краски. Вопрос в том, улучшало ли это добавление характеристики красок.

Ученые обнаружили, что белковые соединения из состава желтка куриного яйца образуют тонкий слой вокруг частиц пигмента, который предотвращает поглощение этими частицами воды из влажной среды. Слой масляных красок с таким добавлением становился жестче, а поверхность выглядела более матовой. В результате слои краски не сморщивались во время сушки.

Кроме того, антиоксиданты в составе яичного желтка помогли предотвратить пожелтение при сушке, замедлив реакцию между кислородом и компонентами масла.

Скорее всего, великие художники сами экспериментировали с технологиями изготовления красок, улучшая таким образом характеристики. Ученые подчеркивают, что тема их работы важна не только как получение новой информации по истории искусства. Понимание того, как именно изготовлены те или иные красители, крайне полезно и для реставраторов, и для тех, кто занимается хранением сокровищ живописи.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:17
Юлия Тарасова

Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

Вчера, 15:35
Губкинский университет

Исследования ученых РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина подтвердили, что технология производства авиационного топлива SAF из растительных лигноцеллюлозных отходов позволит снизить выбросы углекислого газа на 75% по сравнению с нефтяным керосином.

Вчера, 08:01
Адель Романова

На стыке трех литосферных плит у Красного моря заметили необычный вулканический процесс: где-то магма поднимается равномерным потоком, где-то — по частям. По мнению геологов, такой «пульс» вызван тем, что в некоторых местах магма с большим трудом пытается пробиться на поверхность.

28 июня, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

27 июня, 09:47
Авдей Палиш

Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.

29 июня, 17:23
Людмила Соколова

Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.

17 июня, 16:49
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня, 15:19
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня, 13:20
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно