Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые назвали яйца секретом старых мастеров живописи
Во второй половине XV века итальянские живописцы постепенно поменяли рабочие технологии: на замену яичной темпере пришли масляные краски. Но оказалось, что не все художники были готовы отказаться от яиц.
Считается, что история европейской масляной живописи началась в XV веке. До этого художники писали темперой, для приготовления которой сухие пигменты смешивали с куриным яйцом (или только с желтком и небольшим количеством воды). Яичная темпера отличалась нестабильностью: финальный цвет красок и даже сохранность полотна сильно зависели от условий, в которых сохла картина.
По утверждению итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, голландский живописец Ян ван Эйк в первой половине XV века додумался разводить порошки красок растительными маслами — и тем самым изобрел новую технику живописи. Проверить утверждение Вазари сложно: у нас есть примеры более раннего использования похожих красок, но все они единичные. Ван Эйк мог быть как изобретателем, так и популяризатором — и довольно успешным.

Так или иначе во второй половине XV века на масляную живопись перешел Пьеро делла Франческа, во многом формировавший вкусы и взгляды художников своего времени. Если все его ранние работы выполнены яичной темперой, то поздние написаны в основном маслом. Масляные краски были более пластичны, удобнее в работе, предсказуемее вели себя при высыхании.
Некоторое время назад химики, занимавшиеся исследованиями картин старых мастеров (так искусствоведы собирательно называют художников Западной Европы от Возрождения до середины XIX века), обнаружили в масляных красках следы яичного желтка. Это относится к произведениям Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Вермеера, Рембрандта и других художников.
Появилось предположение, что мастера продолжали использовать яичную темперу в качестве подмалевка (первоначальный эскиз на основном полотне или панели), который потом перекрывали маслом. Так следы яичного желтка попадали в верхний слой красок.
В журнале Nature Communications вышла работа, авторы которой уверены: никакой случайности или подмалевков не было. По их мнению, художники добавляли желток из куриного яйца в масляные краски, чтобы решить проблемы с влажностью, морщинистостью поверхности и пожелтением.
Исследователи считают, что когда итальянские живописцы перенимали у северных коллег технологию изготовления масляных красок и технику масляной живописи, то столкнулись с некоторыми проблемами. С одной стороны, просушка картины проходила более предсказуемо, но с другой — в некоторых случаях поверхность слоя краски словно покрывалась морщинами. Так, например, было с некоторыми ранними произведениями Леонардо да Винчи.
Авторы исследовали с помощью газовой хроматографии, масс-спектрометрии и анализа аминокислот картину Сандро Боттичелли «Оплакивание Христа». Боттичелли написал ее в конце XV века, и долгое время считалось, что он использовал темперу. Теперь оказалось, что флорентиец совмещал две техники: писал и темперой, и маслом. И масляные краски были не вполне обычными.

В результате изучения шести образцов краски ученые выяснили, что все они изготовлены из смеси пигмента с растительным маслом, но также во всех них обнаружили следы белков из желтка куриных яиц. Желток явно преднамеренно вмешали в масляную краску. Похожие данные получены по ряду других работ старых мастеров.
Это выглядит довольно странно, потому что мы неплохо представляем себе технологию изготовления различных красок по трактату «Книга об искусстве» итальянского художника Ченнино Ченнини. Он описал несколько способов, но ни один их них не предусматривает добавление яиц в масляные краски. Вопрос в том, улучшало ли это добавление характеристики красок.
Ученые обнаружили, что белковые соединения из состава желтка куриного яйца образуют тонкий слой вокруг частиц пигмента, который предотвращает поглощение этими частицами воды из влажной среды. Слой масляных красок с таким добавлением становился жестче, а поверхность выглядела более матовой. В результате слои краски не сморщивались во время сушки.
Кроме того, антиоксиданты в составе яичного желтка помогли предотвратить пожелтение при сушке, замедлив реакцию между кислородом и компонентами масла.
Скорее всего, великие художники сами экспериментировали с технологиями изготовления красок, улучшая таким образом характеристики. Ученые подчеркивают, что тема их работы важна не только как получение новой информации по истории искусства. Понимание того, как именно изготовлены те или иные красители, крайне полезно и для реставраторов, и для тех, кто занимается хранением сокровищ живописи.
Бразильские зоологи выяснили, каких именно насекомых и пауков ловят домашние кошки в городах. Для этого использовали не полевые наблюдения, а анализ социальных сетей. Просмотрев более 17 000 видео и фото в TikTok и на фотостоке iStock, ученые нашли 550 записей кошачьей охоты. Самая частая добыча — кузнечики, сверчки, цикады и тараканы.
Чтобы охотиться при температурах ниже нуля, пауки рода Clubiona выработали особые белки-антифризы. Изучив членистоногих, собранных в грушевых садах неподалеку от города Брно (Чехия), ученые раскрыли молекулярный механизм, позволяющий этим паукам не впадать в зимнюю спячку.
Наблюдая за галактикой CANUCS-LRD-z8.6 с помощью космической обсерватории «Джеймс Уэбб», астрономы обнаружили в ее центре сверхмассивную черную дыру. Хотя она существовала всего через 500 миллионов лет после Большого взрыва, ее масса оказалась рекордной для столь ранней эпохи.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Так называемые зумеры и альфа, несмотря на молодой возраст, уже формируют ключевые поведенческие и потребительские тренды. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему обозначение поколений начали с конца алфавита, как альфа и зумеры отличаются в способности к терпеливости, совмещении цифрового и реального «Я», подходу к профессиональной деятельности и отношении к финансам, какое мышление пришло на смену клиповому и как использование искусственного интеллекта повлияет на авторитет родителей.
Бразильские зоологи выяснили, каких именно насекомых и пауков ловят домашние кошки в городах. Для этого использовали не полевые наблюдения, а анализ социальных сетей. Просмотрев более 17 000 видео и фото в TikTok и на фотостоке iStock, ученые нашли 550 записей кошачьей охоты. Самая частая добыча — кузнечики, сверчки, цикады и тараканы.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
По расчетам, большинство «гостей» из других звездных систем летят к Земле примерно со стороны созвездия Геркулес. Скорее всего, они время от времени падают на нашу планету, просто мы еще не научились это замечать. Как удалось вычислить, чаще всего они должны падать зимой и где-то в окрестностях экватора.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии