Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые назвали яйца секретом старых мастеров живописи
Во второй половине XV века итальянские живописцы постепенно поменяли рабочие технологии: на замену яичной темпере пришли масляные краски. Но оказалось, что не все художники были готовы отказаться от яиц.
Считается, что история европейской масляной живописи началась в XV веке. До этого художники писали темперой, для приготовления которой сухие пигменты смешивали с куриным яйцом (или только с желтком и небольшим количеством воды). Яичная темпера отличалась нестабильностью: финальный цвет красок и даже сохранность полотна сильно зависели от условий, в которых сохла картина.
По утверждению итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, голландский живописец Ян ван Эйк в первой половине XV века додумался разводить порошки красок растительными маслами — и тем самым изобрел новую технику живописи. Проверить утверждение Вазари сложно: у нас есть примеры более раннего использования похожих красок, но все они единичные. Ван Эйк мог быть как изобретателем, так и популяризатором — и довольно успешным.
Так или иначе во второй половине XV века на масляную живопись перешел Пьеро делла Франческа, во многом формировавший вкусы и взгляды художников своего времени. Если все его ранние работы выполнены яичной темперой, то поздние написаны в основном маслом. Масляные краски были более пластичны, удобнее в работе, предсказуемее вели себя при высыхании.
Некоторое время назад химики, занимавшиеся исследованиями картин старых мастеров (так искусствоведы собирательно называют художников Западной Европы от Возрождения до середины XIX века), обнаружили в масляных красках следы яичного желтка. Это относится к произведениям Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Вермеера, Рембрандта и других художников.
Появилось предположение, что мастера продолжали использовать яичную темперу в качестве подмалевка (первоначальный эскиз на основном полотне или панели), который потом перекрывали маслом. Так следы яичного желтка попадали в верхний слой красок.
В журнале Nature Communications вышла работа, авторы которой уверены: никакой случайности или подмалевков не было. По их мнению, художники добавляли желток из куриного яйца в масляные краски, чтобы решить проблемы с влажностью, морщинистостью поверхности и пожелтением.
Исследователи считают, что когда итальянские живописцы перенимали у северных коллег технологию изготовления масляных красок и технику масляной живописи, то столкнулись с некоторыми проблемами. С одной стороны, просушка картины проходила более предсказуемо, но с другой — в некоторых случаях поверхность слоя краски словно покрывалась морщинами. Так, например, было с некоторыми ранними произведениями Леонардо да Винчи.
Авторы исследовали с помощью газовой хроматографии, масс-спектрометрии и анализа аминокислот картину Сандро Боттичелли «Оплакивание Христа». Боттичелли написал ее в конце XV века, и долгое время считалось, что он использовал темперу. Теперь оказалось, что флорентиец совмещал две техники: писал и темперой, и маслом. И масляные краски были не вполне обычными.
В результате изучения шести образцов краски ученые выяснили, что все они изготовлены из смеси пигмента с растительным маслом, но также во всех них обнаружили следы белков из желтка куриных яиц. Желток явно преднамеренно вмешали в масляную краску. Похожие данные получены по ряду других работ старых мастеров.
Это выглядит довольно странно, потому что мы неплохо представляем себе технологию изготовления различных красок по трактату «Книга об искусстве» итальянского художника Ченнино Ченнини. Он описал несколько способов, но ни один их них не предусматривает добавление яиц в масляные краски. Вопрос в том, улучшало ли это добавление характеристики красок.
Ученые обнаружили, что белковые соединения из состава желтка куриного яйца образуют тонкий слой вокруг частиц пигмента, который предотвращает поглощение этими частицами воды из влажной среды. Слой масляных красок с таким добавлением становился жестче, а поверхность выглядела более матовой. В результате слои краски не сморщивались во время сушки.
Кроме того, антиоксиданты в составе яичного желтка помогли предотвратить пожелтение при сушке, замедлив реакцию между кислородом и компонентами масла.
Скорее всего, великие художники сами экспериментировали с технологиями изготовления красок, улучшая таким образом характеристики. Ученые подчеркивают, что тема их работы важна не только как получение новой информации по истории искусства. Понимание того, как именно изготовлены те или иные красители, крайне полезно и для реставраторов, и для тех, кто занимается хранением сокровищ живописи.
Для разрыва связи между молекулами водорода понадобились золото, титан и ультрафиолетовое излучение. Полученный водород ученые использовали для преобразования углекислого газа в этилен.
Исследование показало, что длина ресниц ассоциируется у людей не только со здоровьем и привлекательностью, но и воспринимается как сигнал с сексуальным подтекстом.
Вымирания крупных таксономических групп, таких как роды, за последние 500 лет оказались редкими и локализованными. Это говорит о том, что современный кризис биоразнообразия еще не достиг масштабов глобальной катастрофы, сравнимой с массовыми вымираниями прошлого.
В данных космического телескопа «Джеймса Уэбба» ученые обнаружили объект, который может оказаться галактикой, сформировавшейся всего через 90 миллионов лет после Большого взрыва. Если открытие подтвердится, она станет абсолютным рекордсменом, побив рекорд предыдущего чемпиона почти на 200 миллионов лет. Однако исследователи осторожны — загадочный сигнал может иметь и другое, не менее интересное объяснение.
Для разрыва связи между молекулами водорода понадобились золото, титан и ультрафиолетовое излучение. Полученный водород ученые использовали для преобразования углекислого газа в этилен.
Глубоководная жизнь нам, сухопутным, кажется инопланетной. В недавней экспедиции морские биологи погрузились на дно пятого по глубине Курило-Камчатского желоба. Они преодолели 9500 метров толщи воды и встретили удивительно богатые сообщества организмов, живущих благодаря хемосинтезу. Тысячи километров дна покрывает беспозвоночная жизнь, которая питается благодаря бактериям, окисляющим метан. Naked Science поговорил с одним из авторов исследования.
Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.
Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.
Астрономы подсчитали, что с поверхности летящего по Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS каждую секунду испаряется около 40 килограммов водяного льда. Такую сильную кометную активность он проявил, будучи в три с половиной раза дальше Земли от Солнца. По мнению ученых, это довольно необычно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии