Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В Святилище Сокола запрещали варить головы
Археологи раскопали храм в позднеримском порту на берегу Красного моря. Оказалось, там проводили ритуалы, которых ранее не знали ни римляне, ни египтяне.
В American Journal of Archaeology вышла статья с результатами работы археологов из проекта Sikait Барселонского автономного университета (Испания). Они проводили изыскания на месте, где когда-то стояла Береника — греко-римский морской порт на краю Аравийской пустыни (Восточный Египет).
Беренику основал в первой половине III века до нашей эры египетский царь Птолемей II Филадельф, он назвал город в честь своей матери — Береники I. Порт Береники был одним из важнейших перевалочных пунктов для торговли на пути из Индии, Шри-Ланки, Аравии в Верхний Египет. При Птолемеях через него активно торговали боевыми слонами.

В конце III века до нашей эры жители неожиданно оставили вроде бы процветающий порт — ученые предполагают, что по причине сильной засухи. И вернулись обратно лишь в I веке до нашей эры. Далее этот порт функционировал, как считали ранее, до середины IV века нашей эры — то есть до времени, когда Римская империя постепенно теряет могущество и уже не слишком контролирует колонии. Но оказалось, что на Беренику были виды не только у римлян.
Археологи проекта Sikait раскопали религиозный комплекс, который датировали IV-VI веками нашей эры. Западная Римская империя, напомним, пала в V веке. Этот кусок пустыни, выходящий к Красному морю, был не особо интересен и Византии — у нее в других местах не все шло гладко. Кто же совершал ритуалы в храме?
Исследователи пришли к выводу, что в этот период (с IV по VI век нашей эры) Беренику заняли и контролировали блеммии — кочевой народ из Нубийского региона. Этот этнос впервые упоминается в греческих источниках в III веке до нашей эры: в одной из поэм Феокрита и у Эратосфена. А к IV веку нашей эры кочевники стали расширять свои владения, осваивая Аравийскую пустыню.
В найденном религиозном комплексе ученые раскопали храм, который назвали Святилищем Сокола. На его стенах удалось прочитать надписи и соотнести их с некоторыми известными нам именами правителей блеммиев.
Скорее всего, первоначально Святилище Сокола представляло собой небольшой традиционный египетский храм, который после IV века блеммии адаптировали к собственной системе верований. Об этом говорят находки традиционных вотивных подношений, например стрел и гарпунов, а также особых, не имевших аналогов в египетской истории, кубических статуэток.

Также в святилище нашли кости 15 соколов (отсюда и название). Большинство птиц были закопаны без голов, но зато с яйцами. Само упоминание сокола намекает на то, что истоки верований кочевников из Нубийской пустыни имеют вполне понятное происхождение — древнеегипетское.
Гор, второй по значимости бог египетского пантеона, повелитель Солнца и неба, на стенах древнеегипетских храмов и пирамид изображен в виде человека с головой сокола. Храм Гора в Эдфу — второй по величине из святилищ Древнего Египта после Карнакского.
С культом Гора связаны поклонение соколам и захоронения этих птиц в религиозных целях: такие находки неоднократно делали в долине Нила. Но впервые пернатых обнаружили похороненными в храме, да еще с яйцами. В других местах исследователи находили мумифицированных безголовых соколов, но всегда только отдельных особей, никогда в группе.
Авторы работы высказали предположение, что захоронение соколов в храме может быть связано как с поклонением Гору, так и, напротив, с культом бога Луны Хонсу. Возможно, символы противника Хонсу принесли в жертву. Но ранее археологи не встречали следов подобных ритуалов ни в одном из египетских храмов.

Еще одна особенность Святилища Сокола — стела, расположенная при входе. На ней высечены изображение бога, напоминающего египетского Гора, и надпись, сообщающая, что в храме нельзя варить голову. Не очень понятно, кому бы вздумалось заниматься этим в храме, но исследователи полагают, что подобное действие считали оскверняющим и, соответственно, предупреждали о его недопустимости.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии